«ГЭС-2» переписали балет «Лебединое озеро» и оперу «Хованщина»

Мировая премьера сочинения композитора Антона Светличного «Раскол. Пять актов о „Хованщине“» завершила в последних числах декабря кураторскую программу Дмитрия Ренанского «Ремонт старых кораблей» в Доме культуры «ГЭС-2». Специально для DEL’ARTE Magazine Екатерина Беляева находит параллели между новой работой Светличного и его же премьерой танцевального спектакля «Озеро», которая состоялась в «ГЭС-2» в декабре 2022 года. Переосмысляя и «пересочиняя» культовые опусы великих русских композиторов XIX века, Светличный болезненно точно фиксирует чувство тревоги и ощущение беды, охватившие сегодняшнее общество.

С недавнего времени Актовый зал в «ГЭС-2» стал привлекательным местом как для меломанов, благодаря программам Дмитрия Ренанского, так и для поклонников направления «танец», которым задолго до открытия Дома культуры управляла хореограф Ольга Цветкова, а с 2022-го руководит куратор и теоретик танца Анастасия Прошутинская. Впрочем, танцевальные мероприятия не сосредоточены в Актовом зале. Они проходят в любых местах гигантского параллелепипеда, сконструированного Ренцо Пьяно. В их числе пространная территория Проспекта, где и была уже несколько раз при дневном освещении и в темноте сыграна премьера спектакля хореографа Альбины Вахитовой «Озеро», музыку к которому написал Антон Светличный.

Сцена из спектакля «Озеро» © Фото: Руслан Шавалеев

Лебеди, или
Молчание ягнят

Постановку целой серии спектаклей и перформансов под условным названием «Лебединое озеро» на новую музыку современных академических композиторов с хореографией российских и зарубежных постановщиков планировала в «ГЭС-2» ещё Ольга Цветкова. Открывать череду «лебединых» должна была реконструкция легендарного спектакля Саши Пепеляева 2003 года, в котором Ольга на заре юности принимала участие как танцовщица. Это знаковое в своём роде «Лебединое озеро» очень не понравилось российским критикам в начале нулевых, но было с восторгом принято на Западе. Его показ дал бы нужный ретроспективный взгляд на новый подход к разработке «лебединой» темы. Двадцать лет назад пионер российского современного танца Саша Пепеляев исследовал «Лебединое озеро» как образец идеологического искусства. Вспоминая абсолютную покорность зачарованного лебединого кордебалета в спектакле Мариуса Петипа и Льва Иванова (хореографы классической версии «Лебединого озера»), Пепеляев средствами contemporary dance в его российском драматичном варианте с движением, но без внятной хореографии, рассуждает о насилии системы над индивидом. Критикам, жадным до авторских версий «Лебединого озера», где хореограф работает с сюжетом и заодно придумывает новый язык танца, отстранённый взгляд Пепеляева показался неуместным.

Важно, что хореограф пригласил в компаньоны композитора Сергея Загния, сделавшего специально для постановки рекомпозицию партитуры Чайковского. Наверное, это и был первый, пусть и не слишком удачный случай переноса классического балета на территорию актуального искусства.  

«Лебединое»
in progress

«Лебединое озеро». Сцена из второго акта. Суздаль, 2022 © Фото: Антон Тушин

После февраля 2022-го ситуация с зарубежными художниками в «ГЭС-2» в корне переменилась: большая часть запланированных премьер или не состоялась, или была заменена другими проектами. В том числе не состоялся приезд живущего в Эстонии Пепеляева и другого зарубежного хореографа, который должен был поставить «Лебединое озеро» на музыку Светличного. Ольга Цветкова, уволившись из Дома культуры, продолжила курировать свой проект уже из позиции фрилансера (для спектакля в «ГЭС-2» она нашла хореографа Альбину Вахитову), а своё авторское «Лебединое озеро» она представила на пленэре с композитором Владимиром Горлинским. Премьера первого варианта состоялась летом 2022 года в Суздале на фестивале «Сенокос». Спектакль игрался в трёх актах с прологом в течение суток: действие происходило в овраге, на реке, в лесу и на колокольне. Зигфрид и Одетта умирали в прологе, их торжественно отпевали девы с птичьими голосами, а после герои пробуждались, чтобы пройти испытания стихиями. В прологе героиню на глазах у изумлённой публики в буквальном смысле поглощал лес, в первом акте герои тонули вместе с музыкой (всё те же девы-вокалистки с пюпитрами) в реке Каменке, во втором — сгорали дотла в лесу, в третьем — улетали ввысь с колокольни, соединившись с птицами небесными. Летом 2023 года в Суздале родилась вторая версия «Лебединого озера» Цветковой с новым сюжетом и новой музыкой. Если обстоятельства позволят, спектакль в каком-то виде будет продолжать жить в фестивальном формате. Стоит следить за обновлениями на сайте фестиваля, даты проведения очередного феста уже объявлены: https://myra.ru/senokos.

«Лебединое озеро». Сцена из третьего акта. Суздаль, 2022 © Фото: Антон Тушин

Лебедь сдох,
да здравствует лебедь!

К моменту сочинения музыки к спектаклю «Озеро» у Антона Светличного уже было написано другое «лебединое» произведение для синтезатора и электроники — «Лебедь сдох». Его мировая премьера состоялась в 2021 году в Рахманиновском зале Московской консерватории. В нём композитор зафиксировал очевидный факт: лебедю всегда тотально не везёт — он страдает, его мучают, и в конце птица обычно умирает. В финале опуса Светличного лебедь попадает в автокатастрофу. Автор не делает из этого трагедии, допуская в свою музыку (обработка самой известной мелодии из «Лебединого озера» Чайковского) гротеск и иронию. А в 2022-м под одноимённым названием проходила выставка композиторов и медиахудожников в галерее «ГРАУНД Солянка», посвящённая развитию новых направлений в музыке и поиску актуальных синтетических форм. Организаторам выставки понравилась мысль об особом виде умирающего лебедя: про такого лебедя, как про короля, можно сказать — «Лебедь умер, да здравствует лебедь!» Однако творцы современного танца, получившие через новую музыку доступ к сакральной для балета «лебединой» теме, иронизировать пока не готовы.  

Койяанискаци
для лебедей

Сцена из спектакля «Озеро» © Фото: Руслан Шавалеев

В документальной трилогии «Каци» Годфри Реджио с музыкой Филипа Гласса есть фильм «Койяанискаци», в котором обыгрывается сумасшедшая жизнь на планете в беспорядке и вне равновесия. Эта жизнь в итоге разрушается и переходит в стадию, где выжившим диктуются новые условия существования. Ёмким словом «койяанискаци» с языка индейцев племени хопи можно озаглавить и спектакль Альбины Вахитовой «Озеро». Её озеро, занявшее всё пешеходное пространство Проспекта (центрального нефа «ГЭС-2»), стало местом, где обитают «неудобные» обществу птицы-изгои. «Стая» из двадцати трёх лебедей (танцовщиц и танцовщиков в светлых облегающих фигуру костюмах со встроенными в них элементами пластика, выполненных по эскизам Юлии Савельевой) монотонно двигалась по этому пространству, не обращая внимания на потоки людей, решивших посетить Дом культуры. Спектакль устроен так, что смотреть его могли абсолютно все, кто находился в момент показа в «ГЭС-2». При этом были и зрители, пришедшие специально по регистрации. Наблюдение за неудобствами, которые доставляли случайным посетителям пластающиеся по партеру танцовщики, и немелодичная музыка, уводящая от знакомого до боли Чайковского в дебри намеренно назойливого тревожного минимализма, стали важной частью спектакля. Когда в 1991 году ГКЧП вершил своё дело, обычные советские люди были прикованы к телевизорам, заколдованные музыкой Чайковского и аккуратными танцами артистов Большого театра. Новый спектакль о лебедях, родившийся в эпоху безвременья и раскола общества, наоборот, раздражает, создаёт чувство дискомфорта, сеет тревогу. И если саспенс в балете «Лебединое озеро» сосредоточен в музыке, хореографических построениях, позах танцовщиц, в спектакле «Озеро» чувство беспокойства растёт словно из земли, сочится вместе со светом (художник по свету — Елена Перельман).

Сцена из спектакля «Озеро» © Фото: Руслан Шавалеев

До «Озера» самой впечатляющей работой Альбины Вахитовой, для которой она сочинила хореографию, был мультижанровый перформанс Алексея Сысоева и Веры Мартынов Love.Epilogue по мотивам поэзии Эзры Паунда. На протяжении всего спектакля в формате параллельного действа артисты танцевальной группы «Сад», которой руководит Вахитова, создавали из сырой глины и своих тел скульптурные композиции на сюжеты стихотворений Паунда и после их разрушали, смывая глину водой. В «Озере» лебеди-изгнанники пытаются создать на пепелище — в буквальном смысле из тел — новый мир с новыми ценностями, но хореограф лишь фиксирует детали этой попытки, не оставляя зрителям даже искры надежды на благополучный исход. И другой важный момент, отмеченный в разнородной, местами бессвязной хореографии спектакля, — растерянность и разобщённость в самом танцевальном сообществе. Неминуемый кризис наступил к концу 2022 года, и в 2023-м он только усилился, так как многие значимые хореографы и танцовщики уехали в эмиграцию. Лебеди Вахитовой тоже находятся в эмиграции, вдали от привычных мест обитания, и им плохо. 

 

Сцена из перформанса Love.Epilogue. Музей Москвы, 2022 © Фото: Ира Полярная

«И вечный бой курантов,
и почётный караул…»

Знаменательно место, где прошла премьера новой пьесы Светличного «Раскол. Пять актов о „Хованщине“»: вблизи Болотной площади, Красной площади и Кремля, Москвы-реки и прочих московских локусов, упоминаемых в либретто «Хованщины» Мусоргского. Хотя сочинение Светличного не является оперой, автор позаботился о титрах, которыми были снабжены все эпизоды пьесы, длящейся без антракта 55 минут (опера «Хованщина» в редакции Дмитрия Шостаковича продолжается около трёх часов). У него получилось своеобразное summary из оригинального либретто. Он вырезает из текста все лирические отступления и составляет собственные ёмкие фразы с глаголами: «Голицын мечтает о власти», «Стрельцы потрудились над думным дьяком», «Андрей Хованский хочет изнасиловать Марфу», «Хованский с личной армией ходит шествием по Москве» и так далее. В своём «Расколе» Светличный использует современные исполнительские и композиционные техники, сочетая их с практикой джазового музицирования. В великолепную джазовую импровизацию плавно переходит сцена канонической пляски персидок. И это гомерически смешной эпизод в «Расколе», так как получившаяся джазовая композиция ковром-самолётом переносит слушателя из пышных палат Хованского в лобби дорогого отеля, где обычно такая музыка и звучит..

Майя Плисецкая солирует в пляске персидок в опере «Хованщина». Большой театр, 1964 год

Отметить смешное важно ещё и потому, что всё остальное время смеяться было не над чем. Душевный «Рассвет на Москве-реке», в который композитор «вмонтировал» романтично наигрывающего баяниста, грубо прерывается злобным боем кремлёвских курантов, гремящих здесь совсем неуютно и не по-новогоднему. И этот предупреждающий набат будет повторяться, внушая ужас и тревогу.

Роман Малявкин музицирует на баяне Acco © Фото: Аня Тодич

Для исполнения «Раскола» тщательно подбирался состав музыкантов. Дирижировать пригласили Фёдора Леднёва, который является ведущим знатоком современного репертуара и занят во многих значимых проектах театра «Новая опера», Дома культуры «ГЭС-2», Нижегородского театра оперы и балета (в ноябре 2023 представил премьеру балета Мечислава Вайнберга «Золотой ключик») и других. Базовый состав Московского ансамбля современной музыки (директор — Виктория Коршунова) был дополнен приглашёнными музыкантами, среди которых контрабасист Григорий Кротенко, арфистка Луиза Минцаева, тромбонист Андриан Принцев (любителям ренессансной и барочной музыки он знаком и как исполнитель на предке тромбона — сакбуте), аккордеонист Роман Малявкин, отметившийся в талантливой работе хореографа Татьяны Чижиковой «Дробный ход», номинированной на «Золотую маску» в прошлом сезоне, исполнители на ударных Александр Суворов и Андрей Винницкий, альтист Эмиль Саларидзе.

Поклоны после «Раскола». Слева — Фёдор Леднёв, справа — Антон Светличный © Фото: Аня Тодич

После ремонта старых кораблей (программа концертов стартовала в сентябре и закончилась в декабре 2023 года) «ГЭС-2» начинает медленно — до конца июня 2024-го сыграют 11 концертов — и дидактично выяснять: «Что современно?». Первый концерт цикла состоится уже 28 января. С подробностями можно ознакомиться на сайте.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты