Свиток русской истории на сцене «Ла Скала»: «Борис Годунов» в постановке Каспера Хольтена

Театр «Ла Скала» открыл сезон 2022-2023 оперой русского композитора Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Премьера состоялась 7 декабря, как и 113 лет назад, когда произведение впервые услышала европейская публика в стенах миланского театра. О сложном пути оперы к зрителям и работе русских художников над декорациями рассказывает Игорь Дашкевич.

Оперу поставил датский режиссер Каспер Хольтен, который предложил рассмотреть влияние шекспировских трагедий на русское историческое произведение. Дирижёром выступил музыкальный руководитель театра, итальянец Рикардо Шайи. Ведущие партии исполнили русские артисты Алексей Марков (Щелкалов), Александр Кравец (Мисаил), Анна Денисова (Ксения), Станислав Трофимов (Варлаам), Мария Баракова(владелица таверны), Дмитрий Головин (Григорий) и бас главной партии —  Ильдар Абдразаков (Борис Годунов). К сценическому оформлению оперы также были привлечены русские художники.

Первая версия «Бориса Годунова» была написана в 1869 году. Оперу не приняли из-за отсутствия ведущей женской роли и излишней концентрации на противостоянии народа и власти. Второй авторской редакции 1872 года было отказано по ряду художественных причин. Только благодаря энтузиазму коллег и друзей Мусоргского удалось преодолеть государственную цензуру. Премьера оперы состоялась в 1874 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

 

Партитура Мусоргского отражает глубокое знание народной музыки и добровольный отказ от влияния итальянских и немецких оперных школ. Русский язык используется не только уверенно, но и с заботой о просодии, которую редко достигал музыкальный театр и которая отражается в полностью славянских мелодических интонациях во всех нюансах и деталях. Либретто основано на одноимённой исторической трагедии А.С. Пушкина, повествующей о смутных временах в истории России. Опера открывается пышной сценой венчания Бориса на царство. В это же время в уединённой келье летописец Пимен ведёт хронику исторических событий. Он свидетельствует правду об убийстве законного наследника престола по приказу Бориса Годунова. О преступлении узнаёт молодой послушник Григорий Отрепьев. Увидев совпадения в возрасте с убитым царевичем Дмитрием, он решает вступить в борьбу за престол. Григорий вынужден бежать в Польшу через литовскую границу для осуществления государственного переворота. Спустя время утвердившийся на троне царь узнаёт о якобы выжившем законном наследнике. Слухи о приближающемся войске самозванца доносятся до Бориса, а призрак маленького Дмитрия преследует и сводит его с ума. Не выдержав тяжести вины и страха расплаты, царь умирает.

Театр «Ла Скала». Опера «Борис Годунов»

Каспер Хольтенрежиссёр и писатель, возглавлял Королевский Датский оперный театр, а позднее являлся художественным директором Королевского оперного театра в Лондоне. Он выбрал первую укороченную версию «Бориса Годунова», лишённую романтических сюжетов. Его произведение рассматривает темы индивидуальной вины и неизбежности последствий. В основе режиссёрской рефлексии лежит влияние исторических произведений Шекспира на трагедию Пушкина. Интриги, опутывающие героев, заговоры, сводящие с ума, — всё это напоминает сюжеты «Ричарда III» и «Короля Лира». Именно в театре Шекспира, в частности в пьесах «Гамлет» и «Макбет», появляются такие режиссёрские решения, как изображение вины через материализацию призраков на сцене. Интересно отметить, что Годунов и Шекспир являются современниками, что также подтверждает уместность прочтения Хольтена.

В повествовании особое внимание уделено слову. Написанное пером не вырубишь топором. Так и история, которую пытался переписать Борис, неизбежно настигает и убивает его. Совестливый поступок Пимена — рассказ правды под страхом смерти —  становится судьбоносным для всей страны. Перо и бумага явились главным символом веры и справедливости, вокруг которых выстраивается сценография Эс Девлин. Ещё до вступления музыки фрагмент летописи на суперзанавесе повествует о политической борьбе в истории России. Оформлением пергаментов занимались художники Николай Кучин и Дарья Васько. Тонко подобранные референсы и стилистика свидетельствуют о глубоком знании предмета. Отечественные художники процитировали портрет Ивана Грозного кисти Васнецова, иконы русской традиции, кадры фильмов «Иван Грозный» Эйзенштейна и «Андрей Рублёв» Тарковского. Также русскому зрителю сердечно откликнется стилистика чернильных записей и зарисовок, словно выполненных рукой Пушкина. Эта деталь закольцовывает визуальный ряд от сюжета XVI века к автору произведения XIX века. За суперзанавесом свиток продолжает разворачиваться и иллюстрировать прошлое царя Бориса. История непрерывно пишется с помощью гигантских видеопроекций Люка Холлса, которые оживили нарисованных персонажей.

Театр «Ла Скала». Опера «Борис Годунов». Второй акт

Второй акт становится менее натуралистическим и стремится больше даже к сюрреализму. Из пышных постановочных экстерьеров, которые отсылали к различным точкам на карте России, пространство сужается в приватные интерьеры Бориса. Зритель словно перемещается в сознание царя, в котором всё запутанно и уязвимо. Происходит рассогласование элементов декораций. Царские убранства представлены в стиле дворцов XIX века, но на заднем плане остаётся карта России XVI века. Такой приём можно рассматривать как намёк на цикличность событий в истории и рассинхронизацию реальности с представлениями протагониста. Карта составлена из разорванных и перетасованных между собой кусочков пергамента. Они словно обволакивают персонажей как кокон, внутри которого разворачиваются финальные трагические сцены. События из прошлого, настоящего и будущего заворачиваются в круговорот умопомрачения Бориса. Закрытое давящее пространство перекрывает путь к отступлению. Кульминацией становится наступление хора — окровавленных невинных жертв: все они дети, умершие при халатном правлении Бориса. Среди них и его дети, словно из будущего, поплатившиеся за действия отца. Художница по костюмам Ида Мари Эллекильд смогла представить фольклорные наряды, избегая костюмированной драмы. Её художественное решение развивается по ходу сюжета, и во втором акте персонажи предстают в одеждах XIX века, которые где-то даже напоминают современный костюм. Единственное, что остаётся неизменным, это образ убитого царевича Дмитрия. На протяжении всей оперы, словно призрак, он безмолвно преследует своего убийцу, оставаясь в окровавленной рубахе XVI века. Постоянство его обличия рассеивает иллюзии пышных празднеств и возвращает зрителя к моменту трагического события, на котором построена незаконная власть Бориса Годунова.

Театр «Ла Скала». Опера «Борис Годунов». Аплодисменты

Опера произвела фурор. Премьеру посетили президент Италии Серджо Маттарелла, премьер-министр Джорджа Мелони и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Зал провожал артистов стоя 15-минутными овациями. Идеально подобранные исполнители к весьма непопулярной и забытой версии оперы оказались рецептом успешной постановки. Это сильный толчок к поиску свежих новых или давно забытых сюжетов в истории оперного искусства.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты