The Radiophonic Workshop: британские пионеры саунд-дизайна

Откуда происходит популярное понятие «саунд-дизайн» и почему любому визуальному контенту без него не обойтись? Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян рассказала о первой студии, которая стала создавать аудио-ландшафт, встречающийся сегодня повсюду: в кино, трейлерах и сериалах, компьютерных играх, рекламе, на YouTube, в метро и других общественных местах.

Звук — это важная часть любого визуального продукта. Сегодня в фоновом сопровождении фильмов заложены узнаваемые паттерны и «фишки», звучание которых нам понятно и воспринимается интуитивно. Например, мы можем представить себе звук открывания газировки, запуска программы на компьютере, гонок на космических кораблях и так далее. Не нужно быть профессионалом звукозаписи, чтобы услышать, — или «почувствовать», — когда звук не подходит картинке.

Но какое происхождение у этой «логики»? В 60-х годах прошлого века группа британцев создала подразделение на базе телерадиокомпании BBC, которое отвечало за эксперименты со звуком. Оно получило название The Radiophonic Workshop. Среди участников мастерской: Дафна Орам, Делия Дербишир, Дэвид Кейн, Джон Бейкер, Пэдди Кингсленд, Глинис Джонс и Ричард Йомэн-Кларк.

Коллектив озвучил тысячи развлекательных передач и образовательных шоу для BBC. Самой известной работой стал саундтрек к телесериалу «Доктор Кто». Но не менее интересны и их неочевидные произведения.

Например, композиция Science and Health Делии Дербишир должна была предварять радиопрограмму о сексуальном образовании For Schools — Health and Science («Для школ — Здоровье и наука»), но была отвергнута продюсером как «слишком развратная»:

Дербишир, пожалуй, самая известная представительница The Radiophonic Workshop. Она создавала свой электронный материал с помощью генераторов синусоидальных и прямоугольных импульсов и белого шума. Не имея доступа к синтезаторам и цифровым технологиям, она также применяла «аналоговый семплинг» для преобразования уже записанного звука.

Делия Дербишир во время интервью

А вот как она представляла себе море (для радио-пьесы Барри Берманжа «Сны» / The Dreams):

Уникальностью «радиофонической мастерской» было использование не просто записанных звуков, но их преобразование: понижение скорости проигрывания, «заводка» сигнала и достижение эффекта эхо, нарезка и другие манипуляции. Зрительному ряду придавали неочевидные эмоции, настроение и окраску. Достать оригинальный материал тоже было не всегда легко: композиторам приходилось рыться на свалках, раскурочивать старые пианино, делать гигантские пленочные петли, стучать по абажурам и многое другое.

Участники BBC Radiophonic Workshop за работой

Другой выдающейся женщиной в мастерской и ее основательницей была Дафна Орам. Она начала экспериментировать со звуком еще в конце 1940-х годов и имела большой опыт работы с электронной и пленочной музыкой. Орам — автор музыки и звуковых эффектов для радио-пьес Prometheus Unbound («Освобожденный Прометей»), Private Dreams and Public Nightmares и Amphitryon 38 («Амфитрион 38»).

Трек Rendering the Voice I, созданный коллективом Walls на основе семплов Дафны:

Сегодня намного проще создавать то, чем занимались The Radiophonic Workshop вплоть до 1998 года: не нужны тонны дорогостоящей громоздкой аппаратуры, достаточно мощного ноутбука. Однако спрос на «аналоговый» саунд-дизайн все еще есть. Например, в 2018 году на экраны вышел хоррор-фильм «Опоссум», полнометражный саундтрек для которого записал коллектив. Он основан на семплах и дроунах из пленочных архивов Делии Дербишир, найденных на чердаке ее дома.

В фильме рассказывается история неудачливого артиста кукольного театра, который возвращается в дом детства, чтобы встретится с жестоким отчимом, узнать, что случилось с ним в детстве и избавиться от воспоминаний, мучивших его всю жизнь. Режиссер фильма Мэттью Холнесс — автор сценария и создатель культового британского комедийного сериала «Обитель тьмы Гарта Маренги» (Garth Marenghi’s Darkplace).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Автор: Александра Копелян