Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян рассказала историю актрисы и оперной певицы, первой европейской женщины, побывавшей в Тибете, анархистки, управляющей казино и писательницы, которой посвящена опера Мередит Монк Atlas.
Александра Давид-Неэль родилась во французском городе Сен-Манде в 1868 году. Она наиболее известна тем, что стала первой женщиной из Европы, посетившей столицу Тибета Лхасу в 20-х годах прошлого столетия, — во времена, когда иностранцы туда не допускались.
Жизнь Александры (полное имя Луиз Эжени Александрин Мари Давид) была невероятно насыщенной: в разные периоды она заправляла казино в Тунисе, выступала в Ханойском оперном театре, изучала религиозные тексты в Британском музее и даже усыновила буддийского монаха.
Ей посвятила свою работу композитор Мередит Монк — еще одна известная буддистка. Опера состоит из трех частей, соответствующих трем возрастам героини: юношество (Personal Climate — «своя атмосфера»), расцвет (Night Travel — «ночное путешествие») и угасание (Invisible Light — «невидимый свет»). Слово «Атлас» в названии — это и горы на северо-западе Африки, и сборник карт, и древнегреческий титан, держащий на плечах небесный свод. Это рассказ о путешествиях Александры по всему миру, во время которых она знакомится с самыми разными людьми и явлениями.
Александра Давид-Неэль в детстве
Монк помещает образ Александры в символическую среду, в которой действие происходит где-то между серединой 20-го века и безвременьем буддийских притч. Вначале мы видим девушку-подростка в доме ее родителей: она грезит о путешествиях и познании мира. Вдохновленная биографиями монахов-аскетов, она спит на кровати из деревянных досок без матраса.
По сюжету оперы ей является дух-наставник в образе лошади. Он вселяет в нее смелость и дает наставления перед путешествием. Александра начинает готовиться к отъезду: время выбрать компаньонов, которые будут ее сопровождать.
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Ее спутники — китаец Чэн Цин из провинции Хунань, чьим первым воспоминанием было «звучание голоса его бабушки», и Эрик Магнуссен из норвежского города Йёрпеланн (первое воспоминание в жизни — «пара коньков, подарок на день рождения»). Есть и третий кандидат: некий Франко Хартманн, который не проходит отбор (почему — остается загадкой, хотя на 7-й минуте видео есть тому объяснение). Трое путешественников отправляются в путь.
Вторая часть оперы — «Ночное путешествие» — более продолжительная. Это будто затянувшийся сон, полный приключений и опасностей, исходящих как от людей, так и от природы и мира духов. Путешественников преследуют ледяные демоны, они делают привал в пустыне и посещают «арктический бар». Тема холода, снега и севера часто встречается в работах Монк:
Третья, самая короткая часть оперы — «Невидимый свет». На этом этапе озаренная душа Александры и ее уставшие от странствий ступни сливаются в одно целое. Женщина 60-ти лет оглядывается на свою жизнь: эти трансцендентные воспоминания способны растрогать зрителей и слушателей.
Александра Давид-Неэль за чтением религиозных текстов
В течение всей оперы и одноименного музыкального альбома произносится очень мало слов — а еще меньше поется. Узнаваемый стиль Монк, «скрипы», возгласы или кристально чистые вокализы выражают то, на что слова только намекают. Также и повествование оперы — оно скорее подразумевается, но не раскрывается слишком явно.
Мастерское владение ритмом, естественно развивающиеся мелодии, которые будто создаются на ходу, а не сочиняются заранее, выразительный вокал и аккомпанирующие инструменты камерного оркестра придают опере особый градус проникновенности.
Что касается реальной жизни Александры Давид-Неэль, она прожила долгие 100 лет. За это время она успела исполнить роль Виолетты в «Травиате», побывать в Японии, Корее, Китае и Монголии, встретиться с Далай-ламой XIII в изгнании и усыновить монаха по имени Афура Йонгден. В 1927 году была издана ее книга «Путешествие парижанки в Лхасу».
Подписывайтесь на наш Telegram-каналАлександра Давид-Неэль с сыном