«Р.А.Д.И.О.» – новый культурно-образовательный проект Теодора Курентзиса и musicAeterna в Санкт-Петербурге. В предновогоднюю неделю на его базе впервые прошла «Лаборатория современного зрителя», одна из самых известных образовательных инициатив для поклонников музыки в России. Почему проекты «Р.А.Д.И.О.» это новый уровень коммуникации с искусством для зрителей и музыкантов — рассказывает Диана Корсакова специально для DEL’ARTE Magazine.
Первая «Лаборатория современного зрителя» в Доме Радио прошла с 22 по 29 декабря как подготовка слушателей к концерту «Sound of light» Теодора Курентзиса и musicAeterna, который состоится 30 декабря в Капелле Санкт-Петербурга. В программе концерта антология сочинений Жана-Филиппа Рамо, ставшая уже знаковой в репертуаре оркестра.
Для кого «Р.А.Д.И.О.»
Чтобы понять как было создано «Р.А.Д.И.О.» нужно обратить внимание на проекты в его основе. Один из них – это образовательная программа Дягилевского фестиваля. Большая её часть ориентирована на профессионалов из среды академической музыки и театра. А зрители?
В 2015 году, хоть сегодня в это и верится с трудом, на некоторых событиях Дягилевского фестиваля зал мог быть наполовину пуст. Именно тогда стало понятно – работать нужно не только с исполнителем, но и со зрителем: поделиться знанием языка с тем, кому он адресован, и создать контакт, которого не хватает. И вот после большой работы в течение 4 лет, и создания Лаборатории современного зрителя в 2016 году, Дягилевский фестиваль – главный музыкальный фестиваль в стране, на который трудно достать билеты. В сезоне 2019 года через пять минут после начала продаж, сайт, через который распространялись билеты, рухнул от количества посетителей.
На концепции взаимодействия и включённости зрителя строится не только Дягилевский фестиваль, но и Лаборатория: чтобы произведение состоялось, необходима работа, а нередко и преодоление, со стороны слушателя.
«Лаборатория современного зрителя» устроена в Петербурге так же, как в самом начале своего создания в Перми. Это цикл открытых встреч, репетиций, лекций, мастер-классов и даже генеральных прогонов, посвященных конкретному концерту, спектаклю или опере. Цель проекта — дать возможность зрителю увидеть произведение на разных стадиях его создания, и тем самым подготовить к его восприятию.
На встречи Лаборатории может бесплатно попасть любой желающий и без билета на событие, которому посвящен проект. Достаточно просто зарегистрироваться на мероприятие через соцсети “Р.А.Д.И.О.”. Не обязательно ходить на все события Лаборатории — можно выбрать лишь несколько самых интересных для вас. Если, конечно, речь идёт не о воркшопах или других встречах, подразумевающих большую степень погружения в материал.
Теодор Курентзис, автор проекта: «Наш проект «Лаборатория современного зрителя» — один из самых важных для меня. Потому что академическая музыка — это такая территория, в которой необходим проводник. Скажем так, услышав оперу Вагнера один раз, ничего не поймёшь. Поэтому большинство великих произведений остаются открытыми только для исполнителей, которые приближаются к нему через репетиции. Слушатель, который слышит произведение только один раз, может почувствовать обаяние, но не войти на сто процентов в него и понять, о чём идёт речь. А «Лаборатория» — как раз то, что может разрушить это расстояние между зрителем и сценой».
Главное — успеть зарегистрироваться
Ещё в Перми в 2016 году в рамках Лаборатории, посвящённой премьере оперы «Cantos» Алексея Сюмака, вместе с самим композитором и хореографом Лаурой Хасаншиной участники проекта в течение нескольких недель ставили свой собственный перформанс. Премьера перфоманса состоялась в пермском Центре городской культуры. В нем приняли участие те, кто профессионально связан с театром и члены «Оперного клуба», неформального объединения постоянных зрителей Пермского театра оперы и балета. Проект заявил о себе и к нему захотели присоединиться новые люди.
Лаборатория постепенно начала расширяться, в том числе через особые условия для участия студентов. Часть событий Лаборатории иногда бывает и платной, но это всегда прописывается заранее, и чаще всего, касается уже более специализированной направленности.
Например, в 2018 года в программе проекта проходили интенсивы хореографа Анны Абалихиной по работе с пластикой в современном танце. На них мог попасть любой желающий. Несколько дней участники изучали то, как зарождается в человеке движение, о чем оно может рассказать, что такое взаимодействие с другим человеком через пластику, что такое движение на сцене, и что находится в его основе. Лаборатория, как и фестиваль, работает не только с музыкой, но и с танцем, и оперой, и перформансом, и вообще театром как таковым.
Сегодня, если вы тоже захотите поучаствовать в Лаборатории, главное – успеть зарегистрироваться! Потому что ситуация с участием в проекте становится всё больше похожей на тот квест, который проходят те, кто хочет купить билет на Дягилевский фестиваль. Такой ажиотаж начался уже в Перми. В том же «Оперном клубе» было даже дежурство: каждый день назначался ответственный за то, чтобы не пропустить начало регистрации на события и всех оповестить.
Но даже если вы не попали на Лабораторию, у вас есть возможность посмотреть некоторые события на канале проекта.
Дом «Р.А.Д.И.О.»
Уже через год после старта проекта, “Лабораторию современного зрителя” номинировали на премию «Инновация», и начали вывозить за пределы Перми. Сначала цикл проходил в Перми, а потом уже его программа повторялась в Москве или Санкт-Петербурге. Время такого экстенсивного роста, конечно, сказалось на возможном уровне погружения в материал. Так, на какое-то время более масштабные воркшопы и мастер-классы исчезли из программы, но остались открытые встречи, репетиции, лекции. Зато проект нашёл свою аудиторию и в других городах. А спустя пару лет уже перешел не просто к регулярности, но обрёл свою постоянную площадку в Санкт-Петербурге на Итальянской улице в Доме Радио.
«Лаборатория современного зрителя» – это только часть «Р.А.Д.И.О.» . Основная работа проекта будет связана с профессиональными музыкантами, исполнителями, режиссёрами, продюсерами и другими театральными специальностями. Но принципы работы и структура этих проектов пока не анонсированы официально.
За самим проектом, его анонсами и следующими событиями можно следить в их группе. Там же можно сейчас зарегистрироваться как волонтёр.