Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян рассказала о том, как американский юг стал переплетением белой и черной культур, породившим множество музыкальных стилей, и чем сегодня может быть интересна американская «народная» музыка, а также составила подборку треков в соответствующем стиле.
В самой Северной Америке культура и музыка американского юга воспринимаются как нечто старомодное и даже маргинальное, а серьезный к ним интерес вызывает снисходительную улыбку. В ее нынешнем, сильно искажённом виде, подобная музыка — удел радикально правых организаций и сторонников превосходства белой расы, а также жителей сельской местности. Однако если взглянуть на эту культуру под другим углом, в ней можно увидеть определенное обаяние: задушевные блюзовые песни у костра, легенда о сделке с дьяволом на перекрестке, старинные полуразрушенные усадьбы Луизианы, банджо.
Музыкальное наследие Юга сформировалось совместными усилиями представителей как белого, так и чернокожего населения, которые влияли друг на друга прямо и косвенно. История музыки этого региона берет свое начало во времена до Гражданской войны. Это сочетание песен африканских рабов и народной европейской музыки, привезенной из Великобритании и Ирландии. Из этой смеси вышло и развилось множество стилей: госпел, спиричуэлс, кантри, ритм-энд-блюз, соул, фанк, рок-н-ролл, блюграсс, джаз и рэгтайм, зайдеко и аппалачский фолк.
Две культуры настолько сплелись, что иногда трудно определить на слух, поют ли песню белые или черные. Послушайте Oh Death, исполненную а капелла Ральфом Стэнли, заслуженным артистом в жанре блюграсс:
Интерес к музыке кантри вновь всколыхнул фильм братьев Коэнов 2000 года «О где же ты, брат?» (O Brother, Where Art Thou?), саундтрек к которому тщательно продумал и подобрал продюсер и музыкант Ти-Боун Бернетт. В США было продано более 7 миллионов копий альбома, а жюри музыкальной премии «Грэмми» признало его победителем в номинации «Альбом года».
В самом фильме встречаются многочисленные культурные тропы, связанные с американским югом начала 20-го века: изматывающая работа на плантациях, ограбление банка, побег из тюрьмы, крещение в реке.
Еще одна госпел-композиция с альбома в исполнении Элисон Краусс:
В ней поется о молитве у реки: сам жанр госпел подразумевает религиозные тексты и обращение к богу. Именно религия стала точкой соприкосновения для людей разных рас — и те, и другие уважали бога, но выражали это по-разному. В музыке белых почти всегда (за редким исключением, о котором мы расскажем ниже) использовались музыкальные инструменты, тогда как афроамериканцы часто ограничивались лишь голосом и экспрессией — хлопки в ладоши, ритмичный топот, экскламации. Позже почти все коллективы стали выступать с музыкальными инструментами и исполнять песни под аккомпанемент. Песни кочевали от одних исполнителей к другим вне зависимости от цвета кожи. Например, композиция God’s Gonna Cut You Down — более ранняя версия от ансамбля Golden Gate Quartet:
И контрастная ей, чрезвычайно тягучая и мрачная версия от Джонни Кэша:
Если вернуться к классификации жанров, то тут стоит упомянуть, что госпел все же считается изобретением афроамериканцев. Однако существует его «белая» версия — стиль Sacred Harp. Sacred Harp — это традиция хоровой музыки, которая зародилась в Новой Англии, а затем продолжила свое существование на американском юге. Название стиля происходит от песенного сборника, содержащего записи песен с использованием нот в виде геометрических фигур — shape notes. Подобная нотная запись была призвана упростить чтение с листа для прихожан во время совместного пения.
Этот стиль вдохновил музыкального продюсера и электронного музыканта Холли Херндон на создание трека Frontier, в записи которого принял участие коллектив из Берлина: «В треке Frontier звучит пение Sacred Harp. Интересно, что этот стиль может происходить от песенных традиций древних людей, которые впоследствии распространились по всему миру. Это довольно поэтично: звучит как саундтрек к всеобъемлющей всемирной борьбе. Возможно, наши предки использовали совместное пение в качестве инструмента для выживания».
Кроме Херндон, многие другие молодые музыканты также черпают вдохновение в музыке американского юга, но стараются сохранять оригинальное акустическое звучание. Среди них — Сэм Эмидон:
И напоследок: если вас особенно зацепила тема американского юга и его музыки, рекомендуем к просмотру фильм Эндрю Дугласа Searching for the Wrong-Eyed Jesus с великолепным саундтреком от представителей течения alt country («альтернативное кантри»), таких как Дэвид Юджин Эдвардс, Кэт Пауэр, Джим Уайт и других:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал