В ноябре экспозиция Музея истории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого пополнилась цифровыми инструментами для презентации экспонатов. Современные решения с использованием новых технологий появились благодаря студентам вузов Петербурга и кураторам, участвовавшим в молодёжных лабораториях по цифровизации истории науки и техники России. Технологический обозреватель Ольга Проходцева ознакомилась с разработанными для музея проектами специально для DEL’ARTE Magazine.
Организатором лабораторий совместно с музеем выступил Фонд поддержки инноваций и молодёжных инициатив Санкт-Петербурга, который в течение полутора месяцев объединял в одной образовательной программе более 30 студентов и группу кураторов, музейных проектировщиков, искусствоведов, сотрудников музея. Директор Фонда Сергей Салкуцан так прокомментировал идею и миссию проекта:
«Молодёжные лаборатории в Музее истории СПбПУ ставили перед собой важную задачу — не только познакомить молодое поколение с богатой историей университета, но и создать уникальное пространство для исследований, экспериментов и вдохновения. Этот проект был призван объединить прошлое, настоящее и будущее, открывая новые горизонты для научно-технического творчества и развития молодых умов. Выполняя проекты подруководством опытных кураторов, участники не только узнали о тонкостях работы с музейными материалами, цифровыми инструментами, в том числе нейронными сетями и дополненной реальностью, но и создали настоящие объекты, которые останутся частью постоянной экспозиции».
Лаборатория
«AR/VR и метавселенные»
Кураторы: Ирина Актуганова, Мария Кобякова
Участники: Софья Князева, Елизавета Савина, Екатерина Муравьёва, Анастасия Богачева,
Полина Клешняк, Гаяне Григорян, Анастасия Вержбицкая, Антонина Малашевич, Ольга Арсланьян
Хетилоп
Инсталляция предлагает посетителям совершить путешествие в параллельный зеркальный Хетилоп (Политех наоборот). В результате прохождения квеста в телеграм-боте, связанного с экспонатами музея, становится доступна ссылка на маску одного из персонажей в дополненной реальности (AR), которую можно посмотреть, подойдя к зеркалу.
Ирина Актуганова — искусствовед, куратор, музейный проектировщик, директор ООО «Агентство 21», начальник отдела научной коммуникации Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
«Небольшие локальные проекты создали точки входа в достаточно хаотичное собрание исторических предметов. Ограниченные сроки не позволили довести проекты до ума, но удалось задать три тренда, которые музей сможет (если захочет) развивать, в том числе дорабатывая уже начатое студентами. Я бы очень рекомендовала музею довести до блеска проект лаборатории „AR/VR и метавселенные“ c квестом, поскольку он позволяет быстро познакомить с экспозицией без участия экскурсовода или погрузить посетителей перед экскурсией. „Рассказывающий стол“ лаборатории цифрового сторителлинга обобщает всю историю университета в контексте российской истории. Это прекрасная альтернатива информационной панели, и от него в дальнейшем хотелось бы большего разнообразия медиумов и большей визуальной привлекательности».
Прототипы персонажей проекта «Хетилоп» лаборатории «AR_VR и метавселенные»
© Изображение предоставлено пресс-службой проекта
Лаборатория
«Цифровой сторителлинг»
Кураторы: Ксения Сурикова, Дарья Ефремова
Участники: Фёдор Кондрашов, Марта Бобровская, Анна Пономаренко, Софья Недбайлова,
Софья Сераж, Арина Швецова, Светлана Пустовалова, Ирина Заплаткина
(Вне)музейный стол-навигатор
Многослойный библиотечный стол превращается в цифровой навигатор: фиджитал-объект предполагает различные варианты взаимодействия. Интерактивные истории доступны посетителям на предметах в формате лонгридов, доступных через QR-коды, и на физических носителях: фотографиях, вырезках из газет, листовках. Через каждый объект можно узнать что-то новое из истории университета.
Ксения Сурикова — куратор, музейный проектировщик, кандидат культурологии, член международного совета музеев, автор монографии «Музей. Архитектурная история»
«Ценность наших проектов, прежде всего, в знаниях, которые кураторы и эксперты передают участникам, в той синергии, которая возникает не только на стыке разных дисциплин, но и разных поколений. Экспозиция музея Политехнического университета обогатилась не только новыми объектами, но и совершенно новыми форматами и смыслами. За очень короткий срок нам удалось создать проект, находящийся на переднем крае современной экспозиционно-выставочной практики, — фиджитальный объект, не только органически сочетающий физический и цифровой слои информации, но и включающий небольшие сценографии, благодаря которым создаётся необходимое настроение, а значит, увеличивается вовлечение. Все элементы нашего объекта /стола/навигатора объединяет сквозной сторителлинг, который позволяет не просто погружаться в историю Политеха, а чувствовать и проживать её».
Прототип (Вне)музейного стола-навигатора © Изображение предоставлено пресс-службой проекта
Лаборатория
«Нейронные сети»
Кураторы: Ирина Кирюхина, Полина Егармин
Участники: Анастасия Медведева, Ангелина Балина, Арина Гуреева,
Александра Огий, Дарья Высокова, Шура Дубова, Даниил Володин
Политех генерит!
Инсталляцию из средств связи разных временных эпох — аппарата начала прошлого века, телефона советского времени и современного планшета — участники расположили в финальной части экспозиции, чтобы создать у посетителей впечатление о Политехе как о месте генерации идей и изобретений. При помощи нейросетей создали видеоряд и аудиозаписи диалогов, рассказывающих об именитых учёных-выпускниках университета.
Инсталляция музея с фотографиями ученых для проекта «Политех говорит!» © Фото предоставлено пресс-службой проекта
Ирина Кирюхина — куратор, музейный проектировщик, директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа»
«Задача лабораторий — создать решения, которые усилят существующую экспозицию, аккуратно интегрируются в неё. Это потребовало вдумчивой работы по „вживлению“ новых элементов, потому что если просто добавить пару-тройку технических новшеств, то „чуда не случится“. Даже можно ненароком сделать хуже, увеличив визуальный шум. Все три команды старались придумать идеи, которые органически срастутся с имеющейся логикой и пространственными решениями.
Перед выбором идей было важно посмотреть на экспозицию с точки зрения общей драматургии и нарративов, понять, какие разделы проседают, и направить фокус внимания именно на них. Ключевая ценность разработанных решений — закрытие лакун в повествовании: многие темы зазвучали в музее ярче, получив к тому же новые оригинальные формы взаимодействия с посетителем».