Михаил Рогинский. Ностальгическая простота

В Московских галереях «Веллум» и pop/off/art практически одновременно открылись выставки Михаила Рогинского — яркого представителя советского неофициального искусства. Искусствовед Евгений Наумов знакомит читателей DEL’ARTE Magazine с оригинальным творческим методом этого художника.

Картины Михаила Рогинского вызывают диаметрально различные отклики не только у искушённого зрителя, но и у исследователей послевоенного российского искусства. В строгих живописных композициях этого художника видят обнажение изнанки советской жизни, формальные эксперименты по построению картинного пространства, отечественный вариант поп-арта и минимализма, критику коммунистической идеологии, романтизацию аскетического образа жизни и продолжение концептуализма. В отличие от сложных картин-ребусов символистов или сюрреалистов, натюрморты и городские пейзажи Рогинского кажутся чрезмерно простыми, как обточенные морем камни в сравнении с мастерски созданными резными скульптурами — мысли буквально не за что зацепиться. Так может быть их главный секрет в естественности.

Картины Михаила Рогинского на выставке в галерее pop/off/art © Фото: Денис Лапшин, предоставлено галереей pop/off/art

Детство и молодость Михаила Рогинского прошли в суровых условиях коммунальных квартир. После ареста отца, Александра Рогинского, Михаил с матерью переехал на окраину Москвы в районе Сокола. Получив художественное образование в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года на театральном отделении, он до 1963 года работал художником в театрах различных подмосковных городков. В Москву его, вероятно, привлёк скандал вокруг выставки в Манеже, благодаря которому вся страна узнала, что есть «неофициальные» художники, которые создают какое-то странное, непонятное, но очень интересное искусство. Здесь Рогинский быстро свёл знакомство с самыми яркими представителями «Левого МОСХа» и советского андеграунда.

Михаил Рогинский. «Уличные дебаты». 1999 (с выставки в галерее «Веллум») © Фото: Евгений Наумов

Издавна натюрморт считался самым демократичным и самым открытым для экспериментов жанром. Картины с предметами быта голландские и фламандские художники создавали для украшения простых жилищ. Изображения простых радостей жизни: пирога с ежевикой, мяса и рыбы, фруктов и орехов, наконец неизменного рёмера с вином — были доступнее и популярнее портретов, исторических сюжетов и жанровых сценок. Создавая натюрморты-обманки (trompe-l’œil), художники оттачивали мастерство работы со светотеневой лепкой объёмов и перспективных построений. С помощью лессировок и пастозных мазков они учились передавать фактуру различных поверхностей: фруктов и панцирей насекомых, тканей и меха, фарфора и металла. До сих пор студенты художественных школ и вузов пишут натюрмортные постановки, чтобы научиться компоновать предметы на холсте. 

Михаил Рогинский. «Улица Горького» 1996 (с выставки в галерее pop/off/art) © Фото предоставлено галереей pop/off/art 

Некоторые исследователи наследия Рогинского предполагают, что этот художник продолжал формальные эксперименты Поля Сезанна и членов группы «Бубновый валет» Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Эти живописцы часто строили пространства своих картин, отталкиваясь от поверхностей простой мебели и посуды, каких-то простонародных декоративных вещей, недорогих фруктов. Эта гипотеза подтверждается и собственными словами Рогинского: «Я свои решаю проблемы как художник». Возможно, его первичной задачей было просто писать картины, то есть размещать цветовые массы на плоскости холста, работать над фактурой красочной поверхности, показывать зрителю живопись, а не красивые предметы. В таком случае выбор предметов из повседневного обихода становится совершенно логичным, потому что они не отвлекают затейливыми деталями, имеют простые формы и равномерный локальный цвет и просто-напросто доступны. 

Михаил Рогинский. «Серый пиджак». 1991; «Пиджак букле». 1992 (с выставки в галерее «Веллум») © Фото: Евгений Наумов

Табуретки, бутылки, кастрюли, чайники и предметы одежды заменяют супрематические многоугольники геометрической абстракции (Рогинский знал и Казимира Малевича, и Пита Мондриана) и даже имеют перед ними некоторое преимущество: их можно расставить перед собой и писать с натуры. Ученица Рогинского Алёна Романова вспоминает, с каким вниманием он ставил натюрморты: «Отходил к стене, смотрел, переставлял, отходил, опять переставлял…» Видеть перед собой конкретную вещь, которую нужно (пусть условно, но правдиво) перенести в картинное пространство, по всей видимости, было для него очень важно.

Михаил Рогинский. «Парки и муниципальные леса». 1994 (с выставки в галерее pop/off/art) © Фото: Денис Лапшин, предоставлено галереей pop/off/art

Искусствоведы и арт-критики также указывают на схожесть творческих методов Рогинского и уже упоминавшихся художников «сурового стиля» — Павла Попкова, Павла Никонова, Николая Андронова. Оставаясь в каком-то смысле патриотами и коммунистами, эти художники экспериментировали в русле соцреалистического метода, отдавая предпочтение производственной картине и малым жанрам, создавая картины на тему трудовых подвигов и повседневной жизни послевоенного СССР. При этом они отказывались от героического пафоса, романтизации и лоска, характерных для живописи поздней сталинской эпохи. Так что с их картин на зрителя смотрят такие же, как и они сами, простые граждане Советского Союза, которые в суровых условиях и тяжёлым трудом строят лучшее будущее.

Михаил Рогинский. «Двухчастный натюрморт. Чайник». 2003 (с выставки в галерее «Веллум») © Фото: Евгений Наумов

Подобно художникам «сурового стиля» Рогинский отказывается от рекомендаций теоретиков соцреализма изображать атрибуты зажиточности, благополучия, высокой культуры и просто красивые вещи. Этому художнику, вероятно, было важнее представить зрителю знакомые всем образы привычных предметов, которые в обычной жизни перестают замечаться. Букет цветов, ваза и шахматы обладают собственной эстетической функцией, ими человек любуется, выделяет из окружающего пространства, а вот кастрюля, чайник и примус оказываются интересны только в связи с их функцией. Никто не обращает внимания на цвет металлической посуды, не наслаждается пропорциями табуретки — ими пользуются, но как бы не замечают. А тем не менее эти простые вещи по-своему красивы, и Рогинский заставляет зрителя обратить на это внимание. 

Картины Михаила Рогинского на выставке в галерее pop/off/art © Фото: Денис Лапшин, предоставлено галереей pop/off/art

Многие художники-нонконформисты тоже обращались к советскому быту, но большинство из них представляли быт в резко негативном ключе. Оскар Рабин наполнял свои картины признаками неустроенности, алкоголизации и разрухи. Илья Кабаков превращал коммунальные квартиры в кафкианский кошмар. Рогинского при этом простота и неказистость товаров массового производства ничуть не смущали. И в эмиграции он отказывался от изображений качественных вещей, созданных по дизайнерским проектам, отдавая предпочтение непритязательным образам советского прошлого. 

Михаил Рогинский. «Ходоки». 2001 (с выставки в галерее «Веллум») © Фото: Евгений Наумов

Сохранились свидетельства тёплого отношения Рогинского к своим неодушевлённым моделям. О табурете он говорил, что это «человек хороший», примус же своими формами напоминал художнику женщину. Возможно, именно это трепетное отношение к предметам обихода подтолкнуло его к созданию объектов, а затем — к моделям объектов, напоминающим театральные декорации. В конце концов, картина — это тоже вещь. 

Картины Михаила Рогинского на выставке в галерее pop/off/art © Фото: Денис Лапшин, предоставлено галереей pop/off/art

На выставках в галереях «Веллум» и pop/off/art представлены работы в основном позднего периода Рогинского. При этом пространство «Веллума» кураторы превратили в инсталляцию, проредив наследие художника реальными объектами: стеклянной и металлической посудой, пальто и даже целой газовой плитой. Этот подход частично удовлетворяет стремление самого автора включать свои произведения в бытовой контекст и экспонировать их в магазинах. Коллеги из pop/off/art показали довольно плотную и насыщенную развеску, сосредоточившись на визуальном эффекте живописи. Конечно, эти проекты не претендуют на ретроспективу Рогинского, однако монографические выставки этого художника так редки, что даже такие скромные проекты становятся настоящим событием.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты