Павел Филонов: картины для будущих поколений

В Медиацентре парка «Зарядья» открылась выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», посвященная ни на кого не похожему художнику русского авангарда. На его картинах-ребусах соединились темы мистического перерождения человечества, социальная эволюция и технический прогресс. Специально для DEL’ARTE Magazine про картины о будущем для будущих поколений рассказывает Евгений Наумов.

Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Не участвовал он и в баталиях формалистов и соцреалистов, но тем не менее его произведения до сих пор притягивают зрителя своей свежестью исполнения и загадочностью содержания. 

Павел Филонов. «Пейзаж (Ветер)». 1907 © Фото: Евгений Наумов

Как и многие другие молодые художники-современники, Филонов перед увлечением левыми направлениями искусства получил по крайней мере начальное художественное образование. Работы его раннего периода довольно хорошо исполнены в реалистической манере (на выставке в Зарядье можно увидеть пейзаж и натурную работу). Однако в 1910 году он покинул Академию художеств и вступил в недавно образованный «Союз молодёжи». 

Павел Филонов. «Пир королей». 1912–1913 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

В то время в Санкт-Петербурге были популярны идеи скорого перерождения человечества, социальных преобразований и наступления новой эпохи. Политико-экономическое учение Карла Маркса и мистические прозрения Елены Блаватской тогда соединялись в гремучую смесь, художники приветствовали революции, социалисты предвещали возникновение нового человека — строителя справедливого общества всеобщего благосостояния. 

«По существу, чистая форма в искусстве есть любая вещь, писанная с выявленной связью её с творящейся в ней эволюцией, т. е. с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлением этого процесса. Мы говорим, что эволюция может быть созидательной, т. е. человек или любое живое существо подметит её в себе и станет направлять её ход в нужную ему высшую форму», — писал Павел Филонов в своём первом манифесте «Канон и закон», опубликованном в 1912 году. Именно такими двигателями эволюции видели себя многие творцы нового искусства.

Павел Филонов. «За столом». 1912–1913 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Начиная с 1910 года Павел Филонов резко изменил свой творческий метод. Теперь его внимание занимала не видимая реальность, а недоступные человеческому глазу области бытия. Максимально приблизившись к атомам с помощью остро заточенного карандаша и тончайших кистей, художник силился рассмотреть алгоритмы развития Вселенной. Филонов описывал свой метод как «изображение в изобретённой, то есть субъективной форме (попросту абстракции) идеи о невидимых процессах, происходящих в каждом атоме, материи, воздухе, человеческом теле, в любом предмете». 

Именно исходя из этого метода, как бы выстраивая картину из одной точки, Павел Филонов создаёт многомерные кристаллические образы, которые органически или, скорее, даже физико-химически заполняют всё живописное пространство.

Павел Филонов. «Перерождение интеллигента (Перерождение человека)».
1914–1915 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Результат подобного метода, названного «аналитическим», можно видеть уже на самых ранних работах, представленных на выставке. Лучше всего теме эволюции соответствует работа «Перерождение интеллигента (Перерождение человека)» из серии «Введение в мировый расцвет». Здесь в окружении трёх очевидцев ветхий человек преображается в нового. Множественные изображения стоп, кистей рук и голов являются отдельными стадиями этого процесса, метафорой вечного движения. Сценой этому историческому явлению служит плотно заставленная многоэтажными домами площадь. Подобное решение городского пейзажа может быть результатом отношения Филонова к месту концентрированного проживания людей как к чему-то противоестественному, клаустрофобическому. С другой стороны, и открытые пространства художник подчас наполнял накладывающимися друг на друга плоскостями цвета. Возможно, в этом стремлении вместить в свои холсты всё мельче и мельче дробящиеся абстрактные фигуры выразилось представление о Вселенной как о чём-то наполненном, не терпящем пустоты. В этом стремлении уплотнить пространство (и время) Павел Филонов напоминает испанца Эль Греко. С религиозной живописью картину «Перерождение интеллигента» роднит и общая композиция, напоминающая сюжет Преображения Христова.  

Павел Филонов. «ГОЭЛРО». 1931 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Вера в скорейшее наступление новой эпохи перегревалась и нарастающей скоростью научно-технического прогресса: новые средства передвижения, в том числе и летающие, электрическое освещение и беспроводной телеграф. Идеи преобразования общества через улучшение уровня жизни, решение простейших бытовых проблем и, прежде всего, автоматизацию труда были так же популярны, как и мистические учения о наступлении новой эпохи. Иногда эти такие разные направления человеческой мысли причудливо переплетались, как в учении Николая Фёдорова. Технооптимизм нашёл своих глашатаев и в искусстве: итальянских футуристов под предводительством Томмазо Маринетти и русских кубофутуристов — Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова, бывшего близким другом Павла Филонова. Возможно, именно из арсенала этих художников он позаимствовал визуальный прием дробления картинного пространства на множество плоскостей, изображение одного и того же предмета с разных ракурсов и в разных фазах движения.

Павел Филонов. «Две девочки» из серии «Введение в мировый расцвет».
1915 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Картины Филонова можно также сравнить с оригинальными по своей творческой задаче картинами Умберто Боччони «Симультанные образы» (1911) и «Улица входит в дом» (1912). На этих, имеющих мало аналогов, холстах художник буквально показывает восприятие своей героини, молодой женщины, которая видит через окно улицу города, и через её сознание, как через линзу camera obscura, внешнее пространство заполняет внутренний покой комнаты и оказывается видимым зрителю. Сложное пространственное построение картин нашего соотечественника тоже можно прочитывать как отражение внутреннего мира героев. 

Павел Филонов. «Живая голова». 1923 © Фото: Евгений Наумов

Таковы, вероятно, многочисленные картины, изображающие человеческие головы в окружении сложных геометрических фигур, линий и символов. Например, на полотне «Живая голова» зритель видит, как в глазах и разуме героя зарождаются и распространяются сложные и непостижимые образы идей. Эти яркие пятна, линии, цепочки символов переливаются за пределы головы и наполняют окружающее пространство, так что голова кажется парящей в собственных мыслях. Возможно, эта композиция метафорически представляет медитативную погружённость внутрь себя, которая заслоняет от мыслителя реальность. Возможно, это изображение того, как человеческие идеи преобразуют мир.

Павел Филонов. «Головы (Человек в мире)». 1925–1926 © Фото: Евгений Наумов

Композиция «Головы (Человек в мире)» также демонстрирует отношение персонажей к окружающей реальности и людям вокруг. Некоторые исследователи полагают, что замкнутые квадратные контуры и объёмные клетки вокруг некоторых голов символизируют изоляцию, в которой оказались 12 героев рассказа Глебова-Путиловского о парижской тюрьме. Но благодаря уточнению названия в скобках эту картину можно трактовать расширительно, как метафору атомизации человека в обществе и трагической оторванности его от природы. 

Павел Филонов. «Зверь (Животные)». 1925–1926 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Отношение Павла Филонова к природе и, в частности, к представителям животного мира также легко угадывается в изображениях лошадей, собак и коров. С одной стороны, эти персонажи зачастую выглядят монструозно: мощные тела, мускулистые ноги, запрокинутые к небу головы, оскаленные в немом крике пасти. С другой стороны, также нередко они приобретают антропоморфные черты, их глаза и лоб становятся похожими на человеческие и человеческое же страдание оказывается запечатлено на их лицах-мордах. Приём этот можно трактовать по-разному. Возможно, художник хотел донести до зрителя представление о том, что звери и птицы, по сути, равны человеку. Может быть, он предвидел это равенство в будущем, когда новый человек преобразует и мир вокруг себя, или, наоборот, критиковал технократическое стремление заменить природу цивилизацией, расценивая это как насилие над естественной гармонией. 

Павел Филонов. «Люди». 1930-е (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Можно очень долго рассматривать работы Павла Филонова, подробно изучая доведённые до совершенства композиции и все мельчайшие их составляющие. Ещё дольше можно толковать и перетолковывать эти загадочные холсты и рисунки. Ясно одно: этот художник соединил в своём искусстве все актуальные художественные методы и философские учения начала XX века, во многом предвосхитив экзистенциализм. Как герои картин Филонова оказываются застывшими в процессе перехода в новое, ещё неизведанное состояние, так и весь его творческий метод должен был стать переходом, предтечей совершенно иного искусства будущего. Возможно, это будущее ещё наступит и всесильные бессмертные люди, описанные Николаем Фёдоровым, найдут способ воскресить нас для жизни будущего века. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты