Выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020»: увидеть новое в любимом

В Эрмитаже открылась масштабная выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020», посвященная влиянию итальянского гения на последующие поколения художников. Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская рассказывает о том, что поможет увидеть новое в работах великого мастера, и причем здесь Рубенс, Виже-Лебрен, Боровиковский, Дали и Самохвалова.

Фото: Алексей Бронников

Выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520), занимает все пространство парадной анфилады Зимнего дворца и охватывает пять столетий европейского искусства. Это живопись, гравюра, скульптура, майолика, гобелены, украшения. Но поражает не столько грандиозность замысла, соразмерного музею, сколько смелая идея приглашения зрителя в искусствоведческое закулисье.

Экспозицию открывают восемь монументальных фресок школы Рафаэля (1520) из собрания Эрмитажа, украшавших лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме. По ним можно проследить различные стадии реставрационных работ, а затем сравнить гравюры эпохи и единственный сохранившийся оригинальный картон Джулио Романо, любимого ученика Рафаэля («Венера и Адонис»), с готовыми произведениями на популярные мифологические сюжеты: «Венера, раненная Амуром», «Венера, вынимающая занозу», «Венера и Амур на дельфинах»…

Джулио Романо. Любовная сцена, 1520-1524, Государственный Эрмитаж. Фото: Алексей Бронников

Каждый зал посвящен определенной эпохе — от XVI столетия до наших дней, и в каждом экспонаты выстроены в диалоге: иногда многословном, медлительном, иногда — искрометном. Тарелки, пластины, чаши, камеи «Мадонна у колыбели», «Смерть Клеопатры», «Пир Энея и Дидоны» выставлены рядом с живописными полотнами.

Почетное место занимает гравюра, благодаря которой произведения Рафаэля и его последователей тиражировались и распространялись далеко за пределами Флоренции и Рима.

Фото: Алексей Бронников

В разделе «Римская манера. Искусство цитаты» работа Андреа Саббатини да Салерно «Поклонение волхвов» (1520–1530-е) представлена с отсылками к различным произведениям Рафаэля — от «Мадонны ди Фолиньо» и «Явления Бога Ною» до «Парнаса» и «Афинской школы». XVII век позволяет перекинуть мостик от «Святого семейства» Рафаэля к шедевру Рубенса и затем к оригинальному прочтению темы неизвестным фламандским художником, где Дева Мария с младенцем, Иосифом и Иоанном Крестителем окружены массивной гирляндой из фруктов и цветов. Зал рококо, в свою очередь, предлагает провести параллели между «Мадонной с младенцем» и портретом «Великой княгини Александры Голицыной с сыном Петром» Виже-Лебрен (1794).

Одна из самых знаменитых картин Рафаэля, «Сикстинская Мадонна», которую Ф. М. Достоевский считал высочайшим проявлением человеческого гения, отражается в «Богоматери с младенцем в сонме ангелов» В. Л. Боровиковского (1823), в иконе мастерской Леушинского монастыря (1915), пасхальных яйцах, экспрессионистской иллюстрации к «Дон Кихоту» Сальвадора Дали (1957) и даже в «Девушках» А. Н. Самохвалова…

Фото: Алексей Бронников

Сам Рафаэль представлен скромно и не привычно для нас — изящные миниатюры-наброски картин: «Мадонна и Младенец» (ок. 1508, Альбертина, Вена), эскиз фигуры ангела для «Коронации Мадонны» (ок. 1503) и «Неизвестная святая» (ок. 1504, Британский музей, Лондон). Интересно полотно, приписываемое Санти: «Святое семейство (Мадонна ди Лорето; Тагильская Мадонна) из Нижнетагильского музея изобразительного искусства. Что ж, до или после выставки можно еще раз посмотреть на любимых Мадонн на постоянной экспозиции Эрмитажа, чтобы вернуться к родному и близкому и, может быть, увидеть в нем что-то совершенно новое.

Выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020» будет открыта до 28 марта 2021 года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости