Кто такой Марсель Бротарс или Будь, как мидия

Многие до сих не понимают не только смысла работ этого блестящего и тонкого бельгийского концептуалиста, но даже не знают, как правильно произносится его фамилия. Марсель Бротарс? Или Бротхарс? А, может быть, Бродхарс?

С первого взгляда его работы могут показаться примитивными. Зачем, вообще, эти кучи угля под бельгийским флагом? Какой смысл в горах яичной скорлупы или ракушек от мидий?  

И только тем, кто не страдает ленью мозга, прекрасно понятна философия художника. Только те, кто привык вникать в суть вещей, а не барахтаться на поверхности, по достоинству ценят бельгийского мастера иронии. Все работы Бротарса полны иронии и двойного смысла: он на полном серьезе берет интервью у кота, превращает яичный желток в Солнце, а из скорлупы делает Луну, создавая своеобразную пародию на образы Дали. А уголь в его работах не просто материал, но и символ бренности настоящего и кризиса угольной промышленности и безработицы в стране. 

К сожалению, Марселю пришлось долго дожидаться признания: первые сорок лет он терпеливо тащил крест “непрочитанного” поэта. А потом ему пришла в голову блестящая идея – залить гипсом пятьдесят  экземпляров сборника своей поэзии. Марсель назвал свою работу Pense Bete – актом трансформации поэта в художника. 

Как это часто бывает, признание таланта не принесло Бротарсу заметных дивидендов – всю жизнь он прожил в бедности. Даже после того, как он – совершенно случайно – основал свой музей в собственной квартире. Нужно отметить, что к тому моменту в Бельгии не было ни одного музея современного искусства и Бротарс, назвав свое жилище “Музей современного искусства, отдел орлов”, стал первопроходцем. 

К экспонатам этого квартирника были прикреплены ярлыки “Это не искусство”, чтобы заставить посетителей сомневаться и думать. 

Кстати, о мидиях: существует множество интерпретаций значения ракушек, которые художник широко использовал в своих работах, и есть много трактовок этого символа. Больше всего интересна версия вдовы художника – Марии Глиссен-Бротарс. По ее словам, Марсель использовал мидий – национальное бельгийское блюдо – в качестве иллюстрации модели поведения в обществе: оказывается, мидия всегда выбирает, открыться ей, или закрыться, сохранив свою индивидуальностью. Именно мидии подсказали Бротарсу, как остаться личностью, оставаясь в коллективе. И вот теперь подумайте: может всем нам тоже стоит понаблюдать за этими мудрыми ракушками?

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты