«Наследник» Ксавье Леграна: по спирали и вниз

Кинопрокатные компании A-One и Russian World Vision представляют российским зрителям фэшн-триллер «Наследник» (Le successeur, 2023) — фильм номинанта на «Оскар» и лауреата премии «Сезар» Ксавье Леграна. Специально для DEL’ARTE Magazine Ольга Капранова рассказывает о мерных шагах по лабиринту подиума и конвульсивном беге по лабиринту тайны. 

30-летний Элиас Барнес (Марк-Андре Гронден) становится новым директором парижского модного дома. Чтобы явить миру модельера-наследника, готовится масштабная рекламная кампания и выверяется каждое движение модели перед показом дебютной коллекции. Казалось бы, то, чего Элиас добивался всю жизнь, наконец обретает плоть. Внезапное известие о смерти отца, с которым модельер не общался долгие годы, вынуждает Элиаса отправиться в Монреаль для решения вопросов наследства.

Официальный трейлер к/ф «Наследник» © @weareaonefilms

Мимикрируя под фэшн-триллер, фильм заключает со зрителем жанровый контракт со множеством сюрпризов «под звёздочкой». Увертюрой ко всем сюжетным переломам становится модельный показ с чеканно ритмичным монтажом и стерильной геометрией тел внутри кадра. Но стоит фигурам покинуть подиум, как спираль их внутрикадрового движения оборачивается лихо закрученной семейной драмой отцов и детей.

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Крупные планы Элиаса Барнеса выразительно и долго убеждают зрителей в том, что ближайшие два часа они проведут в сочувственном слиянии с молодым и богатым, но оттого не менее тревожным драматическим героем. Темы тянущихся из детства обид, несказанных слов и неотправленных писем задают тональность горечи и отчуждения. Патетика сыновьей утраты размывается трагикомичными зарисовками: как отмечает волонтёр фонда для беженцев, получивших вещи покойного: «Ваше горе — наша радость».

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Беженцы, волонтёры и пропавшие без вести вторгаются в психологическое кружево фильма, под разными предлогами перетягивая на себя внимание, чтобы каждое следующее переключение сюжетного регистра срабатывало с должной головокружительностью. Главный герой попадает в дом отца, где его ждут куда более разнообразные встречи, чем он мог предположить. По комнатам и столам разбросаны штрихи материальной памяти, собирающие в сознании Элиаса образ отца, умершего для него задолго до физического конца.

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Создатели фильма предлагают зрителям проследовать за Элиасом по лабиринтам дома из комнаты в комнату и вниз по лестнице, ведущей к главной тайне, которую Элиасу вверено унаследовать. Визуальные спирали — от модного показа до множественных лестниц в домах — вступают в диалог с основным конфликтом триллера. Воронка наслаивающихся событий закручивается с интенсивностью, равной всё усугубляющимся проникновениям Элиаса в собственное сознание и структуры бессознательного. Герой боится, что унаследовал от отца особенности здоровья, проблемы с сердцем или предрасположенность к инсульту. Ипохондрия тридцатилетнего пижона становится единственным основанием интереса к прошлому отца: узнать, чтобы избежать. Сделать всё, чтобы не быть «как отец». Модельер Элиас Барнес работает с телами, облекая их со всей изощрённостью своего тонкого вкуса. Его художественный взгляд напитан работами Матисса и Веласкеса, что постоянно отмечают окружающие. Для Элиаса нет прямых цветов, как и нет прямых высказываний: «Это не жёлтый. Это канареечный».

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

События фильма от сцены к сцене всё плотнее сжимают пружину эмоционального напряжения. Герой становится средоточием множественных аффектов, достигающих кульминации, но вместе с этим не получающих разрядки. Элиас немногословен, но предельно эмоционален. Актёрская игра Марка-Андре Грондена заслуживает особого внимания. Экспрессивные невербальные монологи главного героя подобны оперным ариям lamento: песнь слёз описавшегося от страха мужчины способна вызвать эмпатию без тени иронии.

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Драматургия фильма в целом созвучна барочной опере в трёх действиях за тем лишь исключением, что каждый следующий акт одним планом или смещённым световым акцентом способен перекрасить маску героя. В материи фильма Ксавье Леграна нет места рубленным и однозначным оценкам: о показанном, но не проговорённом остаётся рассказывать лишь на языке полунамёков, полутонов и оттенков канареечного.

Кадр из к/ф «Наследник» © a-onefilms.com

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты