«Нос, или заговор «не таких»: Гоголь в «Подсолнухах» Ван Гога

Фильм Андрея Хржановского по повести Гоголя «Нос» и одноименной опере Шостаковича, благословившего автора на создание киноленты еще в 1969 году, стал претендентом на премию «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм» в этом году. Специально для DEL’ARTE Magazine Марина Скульская рассказывает об уникальном творческом эксперименте, в котором переплетаются рисованная анимация, документальная хроника, игровое кино и шедевры мировой живописи.

Андрей Хржановский обожает Гоголя, и думается, гениальный абсурдист пришел бы в восторг от гротескного «триптиха» из трех снов, где его Нос разъезжает на лимузине, который тянут бурлаки на Волге; Прасковья Осиповна, супруга бедолаги-цирюльника, превращается в обнаженную красотку с полотен Пикассо и летает на метле; будущий знаменитый писатель едет в Петербург из родного села Великие Сорочинцы по полю из подсолнухов Ван Гога.

«Гоголь не просто центральная фигура в русской литературе, — комментирует Хржановский, — но он также и основоположник всех ее дальнейших направлений — от критического реализма до сюрреализма. Кроме того, он же гениальный мастер монтажа! И мастер коллажа, если хотите».

Кадр из анимационного фильма «Нос, или заговор «не таких»

«Нос, или заговор «не таких» (16+), сценарий которого Хржановский написал в соавторстве с Юрием Арабовым, — сплошной сюрреализм. Здесь в кадры кинохроники 1920-х годов попадают крестьяне Малевича и летящие над городом влюбленные Шагала. В ярмарочном балагане XIX века в «райке» показывают фотографии соблазнительных девушек «гарсон». Танец маленьких лебедей исполняется перед президиумом ЦК КПСС, бюст Ленина украшается шлемом Гагарина и взлетает, наконец, Сталин советует руководству МХАТа в кратчайшие сроки поставить пьесу Булгакова и выбивает опальному писателю большой гонорар, который затем обмывает с ним в бане…

Кадр из анимационного фильма «Нос, или заговор «не таких»

«Когда я смотрел этот фильм, — вспоминает Резо Габриадзе, — я думал, что это — рождение нового кино. Это кино, которому еще нет названия. Я почувствовал себя зрителем столетней давности, когда люди впервые увидели двигающегося человека на экране. Впечатление очень сильное».

Кадр из анимационного фильма «Нос, или заговор «не таких»

Хржановский использует и изобретает множество новаторских приемов, включая оригинальный коллажно-мозаичный метод монтажа. Фильм построен как шкатулка в шкатулке: первый «сон» — экранизация оперы Шостаковича «Нос», созданной в 1927-1928 годах, которую мечтал поставить в Большом театре Мейерхольд. Ее премьера состоялась в 1930 году в Малом оперном театре, режиссером выступил Николай Смолич. Резкие отзывы в прессе привели к быстрому запрету постановки. В центре второго «сна» Сталин со своей свитой едет в оперу послушать нашумевший «Нос», покидает ложу и выносит приговор «сумбуру и какофонии». Третий «сон» — «Антиформалистический раек» Шостаковича, сатира на советскую кампанию 1948 года против авангардного искусства.

Кадр из анимационного фильма «Нос, или заговор «не таких»

Первые кадры фильма сняты в самолете, в котором летят друзья и единомышленники автора — Резо Габриадзе, Анатолий Васильев, Юрий Рост, Кама Гинкас, Наум Клейман, Чулпан Хаматова, Дмитрий Крымов. В финале зрители оказываются в старинном театре — знаменитые художники, поэты, музыканты, ученые прошлого столетия исчезают, их кресла затягивает колючая проволока. Мы видим страшные архивные материалы: документы с предложениями расстрелять еще и еще несколько тысяч человек с одобрительными резолюциями Сталина, записи допросов, фотографии репрессированных, замученный, убитых — Мейерхольда, Мандельштама, Берггольц, Михоэлса… появляются советские плакаты, призывающие «Чутко относиться к жалобам и заявлениям трудящихся», бдить и доносить без устали.

Авторы посвятили фильм, создававшийся около шести лет, гениям, многие из которых заплатили жизнью за свое необычное видение мира, не совпадавшее с видением большинства. В этой связи, «Нос» Гоголя — идеальный материал для иллюстрации абсурда жизни, где самый обычный нос может дорасти до монструозного диктатора.

Другие Новости