В Москве заканчивается концертный сезон. Он был насыщенным и разнообразным. Специально для DEL’ARTE Magazine Екатерина Беляева подводит некоторые итоги фортепианного сезона и даёт анонс предстоящих концертов.
Дом культуры «ГЭС-2» в этом году открыл музыкальный сезон зимним фортепианным фестивалем Pianissimo. Концерты проходили в Актовом зале, знаменитом своей прозрачной стеной-окном, смотрящим на улицу. Сразу после этого фестиваля, который проводится в Доме культуры дважды в год, начались мероприятия из музыкальной программы «Что современно?», которую курирует Дмитрий Ренанский. Из 11 концертов 2 были посвящены фортепианной музыке. Это сольные концерты Сергея Каспрова и Алексея Любимова, ученика и учителя, людей, представляющих одно музыкальное направление, знатоков и лидеров исторически информированного исполнительства.
Сергей Каспров
Сергей Каспров © Фото: Аня Тодич
Сергей Каспров родился в 1979 году в Москве, окончил Московскую консерваторию по специальностям «Фортепиано и исторические клавишные инструменты» по классу профессора Алексея Любимова и «Орган» по классу профессора Алексея Паршина, совершенствовался в парижской Schola Cantorum. Музицирует на рояле, хаммерклавире и романтическом пианино. Услышать Сергея Каспрова в Москве можно не часто, тем более редки его сольные выступления. В «ГЭС-2» он впервые представлял программу «Заклинание огня», составленную из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Валентина Сильвестрова, Ференца Листа, Альбана Берга, Перси Грейнджера, Рихарда Вагнера, написанных в XVIII, XIX и XX веках. Первой прозвучала лёгкая и спонтанная «Фантазия до минор» Моцарта, датируемая 1782 годом. Исполненная на современном рояле, без оглядки на историческое исполнительство, пьеса удивляет своей импровизационной свободой. И вслед за ней аккуратно сыгранный хит Сильвестрова «Вестник-1996» вводит слушателя в заблуждение относительно даты его создания. Когда «Вестник» прозвучал в Москве, никто не хотел верить, что это сочинение композитора нашего времени. Тогда же, в 90-е годы прошлого века, началась своеобразная мода на Сильвестрова и его музыку, написанную как будто «против течения». Следующими в этой программе были поздние фортепианные пьесы Листа, вплотную подошедшие к модернизму. Забытый вальс №1, сочинённый в 1881 году, будто прокладывает себе путешествие из парижских гостиных шопеновских времён на улицы Вены, где действуют герои оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Неслучайно дальше, после сонаты для фортепиано Берга, Каспров исполнит пьесу американского композитора и пианиста Перси Грейнджера «Прогулка по заключительному любовному дуэту из оперы Рихарда Штрауса „Кавалер розы“» 1927 года. Особенностью этого концерта стало исполнение всех произведений без перерыва в одном отделении. Получилось авторское высказывание на тему актуальности музыкального опуса, которое стало исчерпывающим ответом на вопрос, который задан в названии всего концертного цикла — «Что современно?». О ближайших сольных концертах Каспрова пока информации нет, но уже известно, что 16 марта 2025 года он как клавесинист выступит с Государственным академическим камерным оркестром в Малом зале «Филармонии-2» в рамках абонемента «ГАКОР. Барокко».
Солисты Государственного академического камерного оркестра России © Фото: meloman.ru
Алексей Любимов
Вторым уникальным событием музыкальной программы «Что современно?» стал концерт Алексея Любимова, который знаменитый пианист, в этом году отмечающий 80-летие, посвятил поздним сочинениям Брамса, сопоставив два сборника 1892 и 1893 года с «Четырьмя экспромтами» Шуберта, написанными основоположником музыкального романтизма за несколько месяцев до смерти.
Алексей Любимов © Фото: Аня Тодич
Особенностью этого концерта стал музыкальный инструмент, на котором играл Любимов. Фортепиано Bluthner 1868 года хранится в Рыбинске, в коллекции Музея-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого. С его уникальными инструментами можно познакомиться и в музее, но коллекционер и настройщик в одном лице стремится, чтобы фортепиано путешествовали по концертным залам вместе с музыкантами-знатоками уровня Любимова. Инструмент имеет мягкое неотрывистое звучание, благодаря чему опусы Брамса предстали в совершенно новом неожиданном свете. Парадоксально, что сыгранные на историческом фортепиано, они как будто приблизились к нам, стали современными. За перемещением этого и других любопытных инструментов из мастерской Ставицкого следить непросто, так как они пока редко используются в концертных залах, тем не менее стоит стараться это делать.
Информацию о событиях Музея-мастерской Алексея Ставицкого можно найти на странице ВКонтакте
Ближайшие концерты с участием Алексея Любимова и Сергея Каспрова пройдут в Нижнем Новгороде в концертном зале «Пакгауз» 24 и 25 мая. Они называются «Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина». В концертах будут задействованы исторические фортепиано из коллекций Алексея Ставицкого, Алексея Любимова и «МИРА центра», Москва — Суздаль: Tischner (Санкт-Петербург, ок. 1830), Wirth (Москва, ок. 1845), Becker (1900).
Примечательный сольный концерт Алексея Любимова «Диалоги и посвящения» состоится в ДК «Рассвет» 29 мая, в программе — фортепианные багатели-посвящения Валентина Сильвестрова.
Шесть пианистов
Одним из самых интересных и необычайно длинных фортепианных концертов этой весны в КЗЧ стал вечер, посвящённый столетию со дня рождения Татьяны Николаевой. Шесть пианистов исполнили «Двадцать четыре прелюдии и фуги» Шостаковича.
Поклоны после концерта © Фото: Владимир Волков
Обычно это сочинение исполняется одним музыкантом в два вечера (так его играла и сама Николаева), но сегодня трудно себе представить, чтобы в афишу какого-нибудь концертного зала в России или Европе были поставлены подряд два сольных концерта одного музыканта с одним произведением. Поэтому идею внука Татьяны Николаевой, Арсения Тарасевича-Николаева, таким экстравагантным образом вспомнить о великой советской пианистке, которая была первой исполнительницей грандиозного фортепианного опуса Шостаковича, подхватила Московская филармония — и этот почти четырёхчасовой концерт состоялся. Кроме встречи с произведением Шостаковича, которое редко исполняется целиком, концерт дал возможность послушать в новом репертуаре недавних победителей конкурсов Сергея Давыдченко, Энджела Вонга, Александра Ключко в контексте исполнений более опытных пианистов. Будет не очень этично оценивать игру каждого музыканта, тем более сравнивать неравнозначный материал прелюдий. Артисты играли по 6 пьес, и кто-то находился на сцене 20 минут, а кто-то — более 30. Интересное философское прочтение дал Юрий Фаворин, позволив обобщить шесть прелюдий и фуг в единый корпус.
Юрий Фаворин © Фото: Владимир Волков
Юрия Фаворина можно будет услышать уже очень скоро, 27 июня, в КЗЧ в программе «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду».
С другой стороны, Энджел Вонг, которому досталась любимая Татьяной Николаевой Прелюдия и фуга №16 си-бемоль минор, сыграл все пьесы с глубоким погружением в мир Шостаковича, у него получалась не очередная интерпретация, а попытка передать эпоху, когда великий композитор в начале страшных 50-х создавал это произведение.
Энджел Вонг © Фото: Владимир Волков
Пианист примет участие в фестивале «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» в Самарской филармонии. Концерт состоится 5 июня.
Сольный концерт Энджела Вонга запланирован на 6 октября 2024 года. Он пройдёт в Соборной палате в Москве.
Запомнилось и выступление юного Сергея Давыдченко, студента Ростовской консерватории и золотого лауреата последнего конкурса Чайковского, который отличается от плеяды москвичей своей закрытой манерой игры. На концерте он блеснул не столько техникой, сколько осмысленностью. Пианист заслуживает пристального внимания, особенно в сольных программах, которых у него пока немного. Те мне менее на ближайшее время, на лето и осень, запланированы концерты с его участием.
Сергей Давыдченко © Фото: Владимир Волков
Послушать Сергея Давыдченко можно будет уже очень скоро: 13 июня он принимает участие в концерте открытия IV Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition в КЗЧ.
Также он примет участие в Рояль-гала в Екатеринбурге 14 августа в рамках фестиваля Green Royal Fest. Концерт пройдёт в Саду Вайнера. Вместе с Давыдченко в тот вечер за роялем окажутся Валентин Малинин, Илья Папоян и Станислав Корчагин.
На 12 октября запланировано выступление Сергея Давыдченко и Петра Акулова с ГАСО имени Е.Ф. Светланова в КЗЧ. В программе — фортепианные концерты Прокофьева и Рахманинова.
Последние прелюдии и фуги достались Алексею Мельникову, известному своей страстью к романтической эпохе, опусам Шопена и Листа. Было очень любопытно наблюдать, как эта романтическая волна накрывает Шостаковича.
Алексей Мельников © Фото: Владимир Волков
Алексея Мельникова можно будет послушать в КЗЧ 8 декабря. Вместе с ГАСО под управлением Владимира Федосеева пианист сыграет концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана.
Также очень скоро будет объявлена программа Летнего фортепианного фестиваля Pianissimo, о которой DEL’ARTE Magazine будет сообщать отдельно.