Помимо традиционных открытия и закрытия, единственным событием с участием художественного руководителя фестиваля Теодора Курентзиса стал концерт-перформанс “Love Will Tear Us Apart” 15 июня. Специально для DEL’ARTE Magazine Кей Бабурина рассказывает, в самом ли деле любовь так беспощадна, как это хотят представить некоторые греки.
«Любовь разорвёт нас на куски» – так озаглавливает Теодор Курентзис своё эссе о Шестой симфонии Чайковского, написанное в форме прямого обращения к композитору. Этим текстом открывается буклет Дягилевского фестиваля-2022, и тема любви, испытывать которую порой тяжко, но не испытывать нельзя, стала в этом году для фестиваля сквозной.
“Love, love will tear us apart again” – «любовь опять разорвёт нас на части» – строчка из песни группы Joy Division; её Теодор Курентзис повторяет и повторяет в микрофон, исполняя кавер в прологе к первому отделению перформанса. Микрофон фонит, и слышать звук такого качества на Дягилевском фестивале довольно странно, но это не единственное, чем удивляет “Love Will Tear Us Apart”.
© Фото: Никита Чунтомов
Перформанс был разбит на две разные по жанру части. Первая – концертная – проходила в частной филармонии «Триумф», вторая – пластическая – в цеху Д1 завода Шпагина. Концерт тоже был перформативен: режиссёрка Nikia Highkey, художница Дарья Корзюкова, хореографка Арина Панфилова, звуковой художник Егор Ананко и саунд-артистка kraaa постарались насытить долгое музыкальное действо визуальными эффектами и движением. Местами их решения казались произвольными, местами просто декоративными, но в симбиозе этой абстрактности вдруг родилась поразительная сцена: три танцовщицы, вокруг которых свет создал золотой ореол, превратились в вагнеровских дочерей Рейна, русалок, что не любят никого и ничего, кроме своего золота.
© Фото: Андрей Чунтомов
Между тем публика, заскучав без Курентзиса, который надолго исчез после первого номера, покидала зал «Триумфа» целыми рядами – что тоже очень нехарактерно для Дягилевского, где обычно смотрят всё и аплодируют любому исполнению. Бегству способствовала и непростая для восприятия, тяжёлая эмоционально программа, в которой тенденциозные современные пьесы для голоса с фортепиано или ансамблем и для фортепиано соло перемежались с песнями Шуберта и Малера. Ясные высказывания немецких романтиков контрастировали с изломанными в поисках нового формами от их сегодняшних наследников, среди которых были давно знакомые и близкие фестивалю Алексей Сюмак, Экторас Тартанис, Алексей Ретинский и Андреас Мустукис. Мостиком между эпохами служили работы самого Теодора Курентзиса, который обладает даром сочетать в музыке простоту и пафос. Но узнать, что маэстро фигурировал здесь и как композитор, можно было только после окончания, получив программку: концерт проходил в любимом Дягилевским формате «энигма».
© Фото: Андрей Чунтомов
Те же, кто сохранил веру, надежду и любо…пытство хотя бы, были вознаграждены возвращением маэстро – в финале он вышел дирижировать своё «Утреннее песнопение» для сопрано, фортепиано, аккордеона и хора.
До утра, впрочем, было ещё далеко: вторая часть “Love Will Tear Us Apart”, завершилась всего-то к часу ночи. За полчаса, которые отводились на переход между локациями, как раз можно было не спеша дойти до завода Шпагина и немного постоять-подождать в цеху-фойе, где те, кто не хотел мерзнуть снаружи, глотали густой сценический дым (им Дягилевский порой заменяет свою фирменную торжественную темноту), а немолодые зрители пытались допроситься у администраторов стула.
© Фото: Андрей Чунтомов
Само действо проходило в смежном, незадымлённом помещении: в середине просторного цеха построили круглый павильон, открытый для обзора на 360 градусов и разбитый на четыре равных части. В каждом из них пара из танцовщика и танцовщицы воспроизводила закольцованную 10-минутную сцену. Страстный и нежный акробатический секс; в следующем секторе ссора и драка с хищными стойками и летящим чуть ли не в публику стулом; потом семейная идиллия молодых родителей; затем расставание и самоубийство. Режиссировала перформанс Анна Гусева, триумфально справившаяся с главным событием фестиваля – «Мистерией на конец времени», а хореографию ставили Полина Митряшина и Алевтина Грунтовская из Санкт-Петербурга; визуальное оформление делали художник-постановщик Юлия Орлова и художник по костюмам Сергей Илларионов (оба из команды «Мистерии»), акустическое – kraa и звуковой художник Егор Ананко.
© Фото: Андрей Чунтомов
Предельно читаемые, узнаваемые пластические ситуации строились из тривиальных постановочных решений: гармоничные пары освещались тёплым светом, несчастные – холодным; счастливые женщины щеголяли обнажённым телом, терзающиеся были упакованы в брюки; мужчина, который совал голову в петлю, был небрит и одет в плащ с чужого плеча. Но все артисты работали самоотверженно, особенно питерская пара Юлиана Анфимова и Максим Клочнев (их дуэт чарует зрителя в спектакле Ольги Васильевой «Адам и Ева» на Новой сцене Александринского театра): это они не выпускали друг друга из объятий в сцене секса, где баланс художественного и откровенного выдержан ровно настолько, чтобы зрители не ощущали себя вуайеристами. Хотя при должной фантазии можно было оказаться в роли наблюдающего за наблюдающим, разглядев среди аудитории пришедшего в качестве зрителя Теодора Курентзиса.
© Фото: Андрей Чунтомов
Наблюдать сцены перформанса можно было в любом порядке и в любом темпе – они складывались в бесконечный замкнутый цикл, где любовь то разрывает на куски, то сама же исцеляет. А нам остается только с этим смириться. Любовь зла.