На арт-сцене сегодня представлено много событий и проектов, посвящённых саунд-арту — виду современного искусства, созидательным материалом которого является звук. Как с этим материалом работают саунд-художники, и как экспонируют звуковые инсталляции в современных галереях, для DEL’ARTE Magazine разбиралась технологический обозреватель Ольга Проходцева.
«Высокотехнологическое звуковое искусство — это обширная область творчества, материалом которого является звук как акустический феномен. Данная область включает в себя различные направления, такие как электроакустическая музыка, электронная музыка, саунд-дизайн, саунд-арт и другие», — определение, которое предложил исследователь Дмитрий Соколовский на конференции «Электроакустическая композиция: теория, история, практика», организованной Центром электроакустической музыки Московской консерватории в ноябре 2022 года.
В междисциплинарной области искусства на стыке технологий и музыки саунд-арт является лишь частью, позволяющей активно экспериментировать и получать абсолютно непредсказуемый опыт слушания и слышания. Композитор и автор пространственных пьес Владимир Горлинский объясняет опыт взаимодействия с музыкальным произведением состоянием «метаперехода»: «Когда зритель (слушатель) находится внутри пространства пьесы (музыкального произведения) уже нет разделения на “вот я сижу в зале или дома и слушаю, а исполнитель где-то там на сцене”, в данном случае вместе с пространственным движением звука с ним уже случился “метапереход”, и если мы режиссируем этот момент, то мы можем дать почувствовать то, что происходит с пространством, изменяемым звуком, во всей остроте».
Звук в руках саунд-художников является материалом, при помощи которого они строят различные формы в виде инсталляций, скульптур, перформансов, добавляя в них различный технологический инструментарий, видеофайлы, акустические приёмы, погружая слушателя внутрь партитурных и импровизационных композиций. Поиски формы в этом направлении, так же как и в любом другом виде современного искусства, бесконечны: арт-объекты приобретают самые непредсказуемые образы, а технологии позволяют делать их или статичными, или изменяющимися во времени.
Архив сенсорной культуры
Галерея «ГРАУНД Солянка» много внимания уделяет саунд-арту и часто представляет связанные с этим направлением проекты. Одним из самых ярких последних событий можно назвать выставку композиторов и медиахудожников «Лебедь сдох» – совместный проект с Центром электроакустической музыки (ЦЭАМ) при поддержке Союза композиторов России. Странное название копирует наименование произведения композитора Антона Светличного, в котором он практически деконструирует композицию П.И. Чайковского.
В экспозиции, размещённой на трёх этажах галереи, кураторы представили работы профессиональных композиторов, чьё творчество находится на стыке различных мультимедийных процессов. Эксперименты со звуком и партитурами, интеграции звуковых волн с видеоартом: всё это сопровождалось технологическими решениями и специализированным программным обеспечением.
Сотрудники галереи понимают природу арт-объектов, с которыми они имеют дело — их сложность и эфемерность, — и часто сталкиваются с вопросом сохранения и архивирования этого вида искусства. Ещё в 2020 году в «ГРАУНД Солянке» появился проект «Архив Сенсорной Культуры» (АСК) и «самая маленькая галерея в мире», который представляет собой аудиокапсулу — прямоугольную нишу с восемью динамиками и небольшим экраном для экспликации прослушиваемых произведений. В аудиокапсуле представлен наиболее простой формат для взаимодействия с объектами звукового творчества: более ничего и не требуется, кроме отведённого времени, на метапереход в пространство аудиоэкспонатов. Здесь можно услышать импровизационный концерт Андрея Монастырского с участием Сергея Ромашко, уникальные записи Германа Виноградова, историю создания оркестра без дирижёра — «Персимфанса», кабаре-нуар Людмилы Петрушевской, стихи художника Андрея Кузькина, «Сказки со смыслом и без» Кати Бочавар и Алексея Коханова и другие произведения из коллекции.
Продюсер проекта и один из создателей концепции музея Марта Руказенкова объясняет: «Нам важно не просто сохранить звук, а сохранить звуковые и медиа инсталляции во всей их многогранности. Мы сохраняем точную инструкцию художника, как нужно инсталлировать его работу и, самое главное — какой эффект должен ощутить зритель, записанные ощущения посетителей, услышавших произведения. АСК – классический музей с неклассическим подходом, мы сохраняем ощущения, чтобы в будущем иметь возможность воспроизвести ту или иную работу даже с помощью других технических средств и в другом пространстве, сохранив при этом смыслы, которые вложил автор».
Восьмиканальная капсула Архива Сенсорной Культуры. Фото: solyanka.org
Программный директор АСКа композитор и саунд-художник Олег Макаров представил на выставку «Лебедь сдох» арт-объект «Релефоны» как часть документальной оперы «Аскет» (спектакль можно посмотреть на сцене в Музее Москвы). Электромеханические музыкальные инструменты, созданные Олегом в соавторстве с композитором Николаем Поповым, представляют собой сочетание электромагнитных реле, коммутаторов и других промышленных функциональных устройств, их необычное перкуссионное звучание авторы объединили в специальную партию оперы.
Релефоны. Олег Макаров, Николай Попов. Фото: solyanka.org
Инсталляцию Олега Макарова «Смотреть из центра» можно было заметить на выставке «Котёл алхимика: Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I» в ГМИИ им А.С. Пушкина. Многоканальная звуковая инсталляция располагалась в одном зале с картиной Михаила Матюшина «Сон», воссоздавая атмосферу мастерской автора и напоминая о его сфере интересов при помощи звуковой композиции, сопровождаемой чтением правил затылочного объёмного зрения, которому художник-авангардист обучал своих студентов в начале XX века. Посетителям выставки, оказавшимся внутри комнаты, предлагалось одновременно слушать и смотреть: «смотреть из центра тела, смотреть всей поверхностью сетчатки глаз и каждым миллиметром кожи».
Картина М. Матюшина «Сон» в инсталляции Олега Макарова «Смотреть из центра». Фото: @theartsmuseum
Разжиженный дом и программируемое искусство
Не менее интересный проект SoundArtist.ru или SA )) — сообщество независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, — в 2022 году обрёл постоянную экспозиционную площадку SA ))_gallery в стенах галереи «Краснохолмская». Там в одном из помещений разместилась кубическая октофоническая (8-канальная) аудиосистема, при помощи которой участники сообщества представили свой первый выставочный проект «Разжиженный дом».
Кубическая октофоническая аудиосистема. Фото: @kholmygallery
Куратор проекта Виталина Стрекалова называет выставку трёхмерным психоакустическим наблюдением за материальными свойствами звука, т.к. художникам было предложено создать произведения на произвольную тему, руководствуясь пространственными свойствами аудиосистемы, созданной в кубе. Так появилось двенадцать аудиоработ, в числе которых «Электронный этюд» композитора и научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории Эльдара Садыкова. В собственных этюдах медиахудожник обращается к одному из первых электронных сочинений 1953-1954 гг. немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена «Электронный этюд II» — к произведению, являющемуся образцом партитурной электронной композиции.
Эльдар Садыков экспериментирует с формами нотаций электронных композиций и в своих разработках создаёт необычные геометрические партитуры, где вместо привычных символов и текста — простейшие геометрические фигуры и линии. Такой способ транскрибирования позволяет более детально описать электронную музыку: «Нотация электронной музыки в сознании композиторов до сих пор является чем-то крайне трудоёмким и необязательным, но я убежден, что с нынешней производительностью компьютеров этот процесс можно сильно упростить, а также добавить уникальные возможности, такие как, например, анимация и интерактивность. Поэтому я решил создать свои собственные этюды для демонстрации этих возможностей».
Пример геометрической партитуры Эльдара Садыкова. Фото: solyanka.org
Арт-объект «Электронные этюды» помимо звукового исполнения в рамках аудиосистемы «Разжиженного дома» также был представлен на выставке в «ГРАУНД Солянке». Графику этюдов можно было увидеть на трёх экранах в виде инсталляции и даже попробовать управлять воспроизведением интерактивного арт-объекта. Такое представление звукового объекта подчёркивает его многогранность и принадлежность к технологическому искусству по многим характеристикам: произведение легко трансформируется в своих демонстрационных возможностях, глубоко вовлекая слушателя-зрителя.
Всё новые возможности дают технологии и различное специализированное программное обеспечение. Например, популярна среди саунд-художников среда визуального программирования Maх с расширениями для работы с аудио (MSP) и видео (Jitter), в которой создано большинство многокомпонентных произведений, а также Pure Data, VCV Rack и другие инструменты. В Мах разработала свой многосоставной арт-объект для выставки «Разжиженный дом» Камила Юсупова (Kami Usu), её «Генерация» — результат случайных перемещений людей, снятых восемью уличными камерами, где видео преобразовано в то же количество композиций графического звука. На исследование элементов случайности художницу вдохновили работы французского композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, эксперименты с графическим звуком пионеров электронной музыки, а также концепции создания нотаций Вольфганга Амадея Моцарта при помощи «музыкальных костей», когда он и его соратники бросали кости, и выпавшие случайные комбинации определяли ход развития партитуры музыкального произведения.
Генерация. Видеозапись работы в среде MAX/MSP. Фото: Ольга Проходцева
Работы авторов в саунд-арте предлагают совершенно иной опыт знакомства с современным искусством. Звук — это то, что мы можем не только услышать, но и почувствовать, и даже потрогать, стать его частью, совершить «метапереход» вместе с нотами в пространстве инсталляции. Сценарий нашего опыта может определять партитура композитора или импровизация саунд-художника, а уровень понимания этого опыта слышания и слушания выявляется нашей наслышенностью и не только. Благодаря технологическому развитию этот опыт становится шире и безграничнее, делая арт-объекты многовариантыми, их авторов творцами и исследователями всё более новых форм технологического искусства, а нас уже и не слушателями, и не зрителями, а скорее сенсорными соавторами их произведений.