Основанный в начале XX века еврейскими поселенцами пригород Яффо в подмандатной Палестине в 1930-е годы стал центром иммиграции евреев из Германии и других европейских стран. Среди спасавшихся от нацистского режима были и молодые архитекторы школы Баухаус, которую нацисты закрыли в 1933 году. Градостроительные и архитектурные идеи интернационального стиля они реализовали на песчаных дюнах средиземноморского побережья, в месте, которое в скором времени станет крупным городом и получит название Тель-Авив.
В основу планировки города лёг разработанный к 1925 году генеральный план британского градостроителя Патрика Геддеса. Геддес спланировал населённый пункт вдоль морского побережья, с улицами, проводящими прохладный морской воздух по всему городу, утвердил расположение жилых кварталов в сочетании с открытыми площадями, садами и тенистыми аллеями. План, созданный под влиянием популярной тогда урбанистической концепции «Город-сад», включал идею расположения вокруг каждого дома сада, который жители могли использовать для выращивания плодовых деревьев и других растений, что естественным образом озеленяло бы городское пространство. Геддес также ввёл ограничение этажности, что быстро потеряло актуальность из-за большого наплыва беженцев, которым нужно было где-то размещаться.
В 30-е годы за проектирование города на базе утверждённого плана Геддеса взялись молодые архитекторы, бежавшие из Европы и принёсшие в подмандатную Палестину идеи модернистского проектирования. Арье Шарон, Эрих Мендельсон, Женя Авербух, Бен-Ами Шульман и другие — все они получили возможность реализовать новаторские идеи современной функциональной архитектуры, напитавшие их за годы учёбы и жизни в Европе. Многие из них учились в школе Баухаус у Вальтера Гропиуса, Василия Кандинского и Пауля Клее, кто-то — в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, но все так или иначе ощущали влияние новаторских идей функциональной архитектуры. Функционализм как концепция недорогого, но удобного и продуманного жилья без декоративных излишеств оказалась очень кстати при строительстве нового города.
The Bauhaus Foundation
Тель-Авив в этом плане стал уникальным местом, настоящим чистым листом. Район, созданный молодыми энтузиастами, в последствии назовут Белым городом и включат в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Такой концентрации памятников интернационального стиля нет больше нигде в мире. Стиль был адаптирован под климатические особенности региона: появились углублённые окна, значительно меньше принятых в Европе; белый цвет фасадов, защищающий здание от чрезмерного нагрева; затенённые балконы, часто протяжённые по всему фасаду непрерывной линией. Крыши зданий проектировались плоскими, их можно было использовать в качестве террас или более функционально, например, разместив там прачечную или разбив сад.
Концепции Баухауса сливались с другими модернистскими идеями. Например, широкое применение в Тель-Авиве получили некоторые из «Пяти отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье: уже упомянутая плоская крыша, свободный фасад, ленточное остекление и знаменитые опорные столбы, на которых покоится массив сооружения. Первым зданием, возведённым на столбах, считается Дом Энгеля на бульваре Ротшильда, построенный в 1933 году по проекту архитектора Зеева Рехтера. Сегодня это одно из немногих зданий Белого города, подвергшихся комплексной консервации и реставрации после долгих лет запустения.
Дом Энгеля, бульвар Ротшильда, 84
«Дома на ножках» можно увидеть во многих городах Израиля, это решение стало столь популярным отчасти из-за климата — пространство под домами было тенистым и продувалось со всех сторон, благодаря чему его можно было использовать как прохладную зону отдыха во время жары. Кроме того, оно засаживалось растениями, которые также создавали дополнительную тень и озеленяли город. Благодаря столбам во дворе дома существовало пространство, связывающее здание и улицу, частное и общественное, создавая непрерывную ткань города, а за счёт высокого первого этажа жителям таких строений была обеспечена приватность. Со временем в большинстве зданий колонное пространство жители превратили в парковку или вовсе заложили, создав дополнительный жилой или коммерческий этаж. В некоторых случаях вмешательство в архитектурный облик домов было продиктовано новыми требованиями к безопасности и сейсмоустойчивости, которым многие дома на колоннах, увы, не соответствуют.
Дом Энгеля, бульвар Ротшильда, 84
Включение нескольких тысяч зданий Белого города в список ЮНЕСКО стимулировало популяризацию и сохранение интернационального стиля в Тель-Авиве, но большинство зданий до сих пор находятся в запустении или подверглись сильным изменениям. Сегодня существуют программы реконструкции и адаптации домов под требования современности без угрозы уничтожения оригинального облика. Часть из них нельзя менять и они должны быть отреставрированы в соответствии с изначальным планом, но в большинстве случаев допускаются расширения и увеличение этажности. Так, в 2012 году бюро Bar Orian Architects при участии Амнона Бар Ора реконструировало здание на ха-Яркон, 96, расширив его современной пристройкой со стеклянными фасадами. Оригинальное здание с округлыми выступающими фасадами было построено в 1935 году архитектором Пинхасом Бежонским. Современные архитекторы реконструировали его внешний облик и надстроили несколько этажей из стекла и бетона, которые резко выделяются на фоне белоснежного облика оригинального сооружения. Это один из допустимых вариантов вмешательства в исторический облик архитектуры — не пытаясь замаскироваться под оригинал, такой подход позволяет безошибочно определять, какие части здания имеют отношение к первоначальному облику, а какие были добавлены позже. Впрочем, даже в этой надстройке можно увидеть влияние интернационального стиля, например, ленточное остекление и подчёркнутые горизонтали — частый прием Bar Orian Architects.
ха-Яркон, 96
Интернациональный стиль определил облик современного Израиля. Большинство современных зданий строится с оглядкой на наследие Баухауса, Ле Корбюзье и других крупных участников модернистского процесса. Белые фасады, балконы и террасы, углублённые или прикрытые выступами окна, плоские крыши, поднятый на опоры массив здания — всё это можно встретить не только в Тель-Авиве, но в любом, даже самом удалённом, уголке страны. Важно отметить, что это не типовая застройка, свойственная многим направлениям функционализма: каждое здание создавалось по индивидуальному проекту. Штамповать «дома на ножках» стали уже во второй половине XX века, создавая целые типовые районы, которые, впрочем, всё равно выдержаны в духе основных принципов интернационального стиля, хоть и упрощённых. Похоже, что функциональная и эстетическая основа интернационального стиля оказалась к месту в Израиле и, пройдя проверку временем, закрепилась надолго.