«Дуров»: загадочный интернет-тотем остался неразгаданным

На ММКФ состоялась премьера документального фильма «Дуров» (16+) режиссера Родиона Чепеля. Новая попытка раскрыть личность Павла Дурова оборачивается историей, когда известные люди произносят известные вещи. Специально для DEL’ARTE Magazine Алишер Улфатшоев рассказывает о том, что, а вернее, кто мог бы «вытянуть» документалку и почему этого не случилось.

Персону основателя сайта «ВКонтакте» и мессенджера Telegram обсуждают постоянно: диету, которую он соблюдает, его рекомендации насчет лучшего места для иммиграции и, конечно, в комментариях под каждым выпуском «вДудь» — половина подписчиков просит взять интервью именно у Дурова. Кем сейчас является Павел Дуров для интернет-пользователей, определить сложно, но режиссер Родион Чепель пытается ответить на этот вопрос. Однако, как бы иронично это не звучало, на него ответил сам Дуров в 2001 году. Тогда после окончания Академической гимназии его спросили, кем он видит себя через 10 лет. Ответ был лаконичен: «Я буду интернет-тотемом». Кажется, пророчество школьника из Ленинграда сбылось.

© instagram.com/durov

Чепель разделяет жизнь Дурова на «определяющие» отрезки, когда происходит «что-то», что влияет на дальнейшую карьеру его героя: создание для студентов Санкт-Петербургского государственного университета культового форума spbgu.ru, который по сути стал местной Меккой для учащихся вуза, запуск соцсети «ВКонтакте», появление Telegram и блокчейн-платформы TON. Именно вокруг этих событий строится фильм Чепеля.

Рассказывает «Дуров» что-то новое о российском программисте-миллиардере? Нет. По большей части все превращается в пересказ историй, которые уже всем известны. Главным успехом для фильма можно считать только комментарии вице-президента Telegram Ильи Перекопского. Как он сам признается, это его первое интервью для камер. В остальном происходит «классическая» подборка спикеров, приближенных к Дурову и не очень. Преподаватель гимназии, журналисты, бывшие менеджеры и разработчики «ВКонтакте»: они с уверенностью говорят о гениальности Дурова, его способности быстро видеть проблемы с разных точек и стремлении сделать комфортно и безопасно пользователям Telegram.

© Albert Gea / REUTERS

За постоянными словесными овациями постепенно раскрывается недостаток работы Чепеля, а именно отсутствие новой информации, которая незамедлительно разлетелась бы в СМИ. Сразу стоит сказать, что в фильме Дуров не появляется. Нет ни его аудиопослания, ни обычного сообщения. Зритель видит Дурова из прошлого: его страницы в социальных сетях, детские фото, архивные школьные и студенческие видео и нарезку из публичных выступлений, которые доступны в сети.

Почти все, о чем рассказывается в фильме, есть в свободном доступе. Статьи о продаже «ВКонтакте», судебные дела об авторских правах и многочисленных блокировках Telegram. Мы будто смотрим историю браузера, а не фильм-портрет. Родион Чепель прилагает все усилия, чтобы приблизить Дурова к народу, но этого не происходит. Все попытки изменить его статус интернет-тотема на обычного человека сводятся к выводам, что Дурову всегда важно, как он выглядит со стороны, какой у него образ. Но без личного признания главного героя все это сводится к пустому.

© Jude Edginton / Contour

Важной частью фильма является тема блокировки Telegram в России и попытки спецслужб и Роспотребнадзора получить личные данные пользователей мессенджера. Но, как отмечает Илья Перекопский, это было невозможно представить из-за политики Дурова, для которого свобода — самое ценное. Оспаривает эту ценность бывший пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. В фильме он выступает как представитель государства, которое явно не в восторге от Telegram. И законы, которые принимались и принимаются для борьбы с Telegram, по мнению Вадима Ампелонского, — норма и правильный путь руководства страны в стремлении установить порядок в социальных сетях. Но даже этого недостаточно, чтобы объемно показать конфликты, в которых участвовал Дуров. Все быстро сводится к победе второго. И чтобы более ясно и внятно объяснить, как это происходит, в кадре сам режиссер поясняет сказанное спикерами.

Конечно, «Дурову» не достает сюжетного козыря, способного повернуть историю в иное русло. В итоге все вновь сводится к комплиментам. Дуров — отличный менеджер и стратег. Большего мы не услышим, а может этого и не нужно. Структурно «Дуров» схож с фильмом Дэнни Бойла «Стив Джобс», впрочем, это поверхностное сравнение.

Фильм Чепеля хочет быть уникальным, но этого не происходит из-за того, что всё всем давно известно, а Дуров не захотел выйти из своей цифровой пещеры. Поэтому режиссеру остается «играть» с композицией кадра и работать над визуальной частью фильма, но не более. Возможно, в имеющихся условиях это единственное, что действительно смогут оценить зрители.

Другие Новости