«Оскар-2021»: ни жив, ни мёртв

Сегодня прошла 93-я церемония вручения наград Американской киноакадемии. Триумфатором стал фильм Хлои Чжао «Земля кочевников», победивший в трех категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая женская роль». Специально для DEL’ARTE Magazine Роман Черкасов рассказывает об итогах самого скучного, на его взгляд, «Оскара».

Самым красноречивым отзывом о прошедшем «Оскаре» стал бы длинный перечень фильмов, которые должны были выйти, но не вышли, в минувшем году. Из-за пандемии производство одних фильмов было приостановлено, выход других, уже готовых, картин был отложен до лучших времен, а киноиндустрия в целом находилась в состоянии, скорее напоминающем анабиоз, и, подводя итоги этого печального года, Американской киноакадемии пришлось изрядно поскрести по сусекам, чтобы набрать нестыдных номинантов.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от The Academy (@theacademy)

Впрочем, и по сусекам скрести можно было бы усерднее и изобретательнее. Существовала призрачная надежда, что в условиях «малокартинья» Киноакадемия вынужденно проявит широту взглядов и среди номинантов найдется место такому кино, которому в обычных условиях места там не находится. Но, разумеется, ничего этого не произошло, и в списках претендентов не оказалось ни Стивена Содерберга (зато его пригласили режиссировать саму церемонию вручения «Оскара» — получилось на редкость уныло и нелепо), ни Чарли Кауфмана, ни Келли Рейнхарт, ни «Теслы» Майкла Алмерейды, ни некоторых других картин — пусть не выдающихся, но небезынтересных и способных внести разнообразие в монотонный «оскаровский» пейзаж. Даже «Довод» — как бы к нему ни относиться, чуть ли не единственный амбициозный блокбастер 2020-го и самая ожидаемая премьера года — получил лишь технические номинации, на которые обычно только и может претендовать научная фантастика, то есть дальше прихожей его не пустили. Киноакадемия осталась верна своим вкусам и традициям, невзирая на обстоятельства.

В итоге список претендентов на звание лучшего фильма выглядел скучнее некуда. За исключением действительно очень хорошего «Манка» Дэвида Финчера и откровенно плохой «Девушки, подающей надежды», он состоял из крепких середнячков, похожих друг на друга по тематике, а нередко и по киноязыку — всё сплошь аккуратные высказывания о маленьких людях, переживающих несчастья, или многофигурные постановки о борьбе за гражданские права. Два терапевтических фильма про то, как человек переживает болезнь («Отец» и «Звук металла»), две поэтичные картины о голом человеке на голой земле («Земля кочевников» и «Минари» — не понятно, как так вышло, но оба сняты режиссерами азиатского происхождения) и две истории о борьбе за права — обе основаны на реальных событиях, посвящены одной и той же эпохе и чуть ли не одним и тем же людям («Суд над чикагской семеркой» и «Иуда и черный мессия»). Ощущение, будто, определяя список номинантов, Академия решила дать каждому фильму-фавориту в компанию дублера-двойника. И ни одной действительно яркой зрительской картины — ничего похожего на «Ла-Ла Лэнд», «Джокер» или, на худой конец, хоть «1917»; глядя на кассовые сборы каждого из номинантов, понимаешь, что в этом году церемония из шоу, где зрители могут поболеть за понравившиеся им картины, превратилась в формальное мероприятие, участники которого, в общем, не очень знакомы большинству аудитории.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от The Academy (@theacademy)

Все прогнозировали победу «Земли кочевников», и все, естественно, угадали — у картины Хлои Чжао не было конкурентов. Во-первых, ее фильм идеально соответствует вкусам киноакадемиков: вдумчивая, избегающая резких движений, жизнеутверждающая картина о маленьком человеке в огромном мире, сделанная к тому же с непрофессиональными актерами, реальными бродягами, за которыми встают их реальные нелегкие судьбы — это вам не просто искусство, это искусство, пожимающее руку реальной действительности, чтобы с ней в обнимку уйти за горизонт. Во-вторых, когда в прошлом году корейские «Паразиты» взяли призы за лучший фильм и лучшую режиссуру, все были так приятно удивлены, что Киноакадемия, видимо, решила точно таким же образом удивлять нас и впредь. Открыв для себя азиатское кино, академики продолжили движение в этом направлении, по пути подменив национально-культурное содержание этническим: и «Земля кочевников», и «Минари» не имеют отношения к азиатскому кино, это американские фильмы, сделанные в США американскими режиссерами азиатского происхождения. Не отдавать же, в самом деле, «Оскар» за океан? Интересы национальной киноиндустрии превыше всего, а потому экономически целесообразнее найти, взрастить у себя дома и импортозаместить настоящее азиатское кино своим собственным.

Ну и немаловажно, конечно, что Чжао — не просто китаянка, но и женщина, то есть теперь она вторая женщина в истории премии, получившая режиссерского «Оскара» (первая — Кэтрин Бигелоу) — Академия может гордиться прогрессивностью собственных взглядов и аплодировать себе стоя.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от The Academy (@theacademy)

Лучшим актером второго плана стал Дэниэл Калуя из «Иуды и черного мессии» — хорошая роль и решение, не вызывающее возражений. Хотя Лакит Стэнфилд, игравший в том же фильме и соревновавшийся с Калуей в той же номинации, выглядит ничуть не хуже, наградить, видимо, решили всё же «мессию», а не «Иуду». «Оскар» лучшей актрисе второго плана достался Юн Ё-джон за роль бабули в «Минари». По справедливости говоря, весьма неочевидный выбор (среди ее соперниц были отличные Гленн Клоуз и Оливия Колман), но зато 73-летняя Юн Ё-джон оживила нудную церемонию, начав флиртовать с Брэдом Питтом, и стала первой корейской актрисой, получившей «Оскар» (и второй азиатской — после японки Миёси Умэки, получивший награду в 1958 году) — еще одна ачивка в коллекции Киноакадемии.

Лучшим анимационным фильмом ожидаемо стала душеспасительная «Душа»; лучшим иностранным фильмом — «Еще по одной» Томаса Винтерберга, тут тоже без сюрпризов, но новость, конечно, приятная. Менее приятно, но тоже абсолютно предсказуемо, что с главными наградами прокатили финчеровский «Манк», отметив статуэтками лишь работу оператора и художника-постановщика — ну что ж, спасибо и на этом.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Anthony Hopkins (@anthonyhopkins)

Какая-никакая интрига наблюдалась лишь в главных актерских номинациях. Были основания ожидать, что лучшим актером посмертно признают умершего в августе от рака «Черную Пантеру» Чедвика Боузмана (за роль в «Ма Рейни: Мать блюза»), но академики всё-таки решили отдать статуэтку Энтони Хопкинсу за роль теряющего рассудок старика в фильме «Отец». Поскольку «Отец» является своего рода бенефисом Хопкинса, где созданы все условия, чтобы актер свободно и без помех полтора часа демонстрировал мощь своего таланта, такое решение кажется разумным: да, если не безвременно ушедший Боузман, то гениальный ветеран Хопкинс. Сделав (не в первый раз) площадкой для упражнений в политкорректности и разнообразии актерские номинации второго плана, в актерских номинациях первого плана Киноакадемия решила действовать более привычным для себя образом и раздать награды в соответствии со своими традиционными вкусами: главными претендентами на «Оскара» за лучшую женскую роль были Фрэнсис МакДорманд и Виола Дэвис, выиграла МакДорманд со своей стопроцентно «оскаровской» ролью бродяги Ферн.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от The Academy (@theacademy)

Так закончился самый скучный и предсказуемый «Оскар» в истории, с самым тривиальным и однообразным набором номинантов. Итоговый смотр американской киноиндустрии, помешать которому не могли ни Великая депрессия, ни Вторая мировая, ни бунты конца 60-х, перед угрозой ковида моментально сократился до состояния не шибко интересного посторонним обязательного корпоратива с тверкающими сотрудницами, конкурсами-угадаками и раздачей сувенирных статуэток лучшим работникам года.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты